ПРАВО.ru
Новости
4 марта 2010, 11:07

Готов законопроект по ужесточнению работы страховщиков

Готов законопроект по ужесточнению работы страховщиков
Страховщики готовы взять на себя ответственность за недобросовестных агентов, и соответствующие нормы в законе скоро им в этом помогут

Страховщики готовы взять на себя ответственность за недобросовестных агентов, и соответствующие нормы в законе скоро им в этом помогут. К такому выводу пришли участники состоявшегося в РБК "круглого стола" "Вопросы соблюдения и защиты прав потребителей в страховании", где присутствовали начальник управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олег Прусаков, сопредседатель Союза потребителей Геннадий Черкесов, а также зам­пред Международного союза юристов адвокат Игорь Трунов.

Страховые агенты и брокеры, как, впрочем, и сами страховщики, все чаще дают повод подозревать их в злоупотреблении доверием, мошенничестве и преднамеренном доведении до банкротства. По оценке страховых компаний, ущерб от таких действий за последние три года оценивается в 500 миллионов рублей.

Типичная схема мошенничества страховых агентов выглядит так: получив бланки полисов ОСАГО у страховой компании, агенты реализуют их, а полученные деньги оставляют себе и скрываются. В результате более 200 тысяч добропорядочных автовладельцев владеют полисами, по которым страховщики не понесут никакой ответственности. На практике многие страховые компании списывают такие полисы, объявляя их утраченными.

Страховщики уверены, что должны нести ответственность за действия недобросовестных агентов. Первый заместитель гендиректора СК "Ростра" Виталий Федоренков заявил, что "большие проблемы с агентами возникли у тех страховых компаний, которые в определенный период в погоне за клиентами набирали себе агентов, несильно оценивая их качество и возможные риски". Г-н Федоренков уверен, что в этом случае страховщик обязан отвечать за действия агентов и тщательнее подходить к их отбору.

Вместе с тем директор правового департамента "Русская страховая транспортная компания" Максим Тихомиров отметил, что нести обязательства по полисам, платежи по которым не поступали страховщику от агентов, — неправильно.

Вице-президент Российского союза автостраховщиков Галина Ершова отметила, что страховым компаниям необходимо быть более открытыми и публиковать списки действующих агентов на своих сайтах. Директор юридического департамента СК "Оранта" Константин Акилов, в свою очередь, предложил создать базу недобросовестных страховщиков.

Виталий Федоренков отметил, что 20-30% страховых случаев — мошеннические действия самих клиентов. "Почему-то некоторые из них считают, что страховые компании — „жирные коты“, которых вполне можно нагреть на 5-7 тысяч рублей", — заявил г-н Федоренков.

Подводя итог обсуждению, замдиректора департамента финансовой политики Минфина Вера Балакирева заявила, что регламент работы страховых компаний и брокеров, особенно в части их финансовых отношений, будет ужесточаться. Соответст­вующие поправки в закон "Об организации страхового дела" уже проходит процедуру согласования у юристов и в марте-апреле правительство будет его рассматривать и затем направит на рассмотрение в Госдуму.

Напомним, что еще в прошлом году страховщики предложили внести в российский Уголовный кодекс изменения, в соответствии с которыми топ-менеджерам и учредителям страховых компаний, не выполнившим обязательств будет грозить до двух лет тюрьмы. Такая мера была предложена Комитетом Всероссийского союза страховщиков по противодействию страховому мошенничеству. В комитете убеждены, что необходимо вводить личную ответственность руководителей и собственников. Наказание в форме штрафа (от 100 тысяч до миллиона рублей) и даже тюремного срока (до двух лет) может последовать, если представитель страховщика заключал договоры без соответствующих полномочий. Те же меры воздействия могут быть применены, если агенты компаний или брокеры обманули клиентов о правилах страхования при заключении договора страхования или в течение срока его действия. Получить срок могут и руководители и учредители страховых компаний, которые "ушли с рынка", не выполнив своих обязательств. Так, ВСС хочет исключить повторения историй, когда страховщики отказывались вернуть часть средств при расторжении договора или оплатить страховой случай. Депутатам предложили наказать и клиентов-мошенников. За фальсификацию сведений, представляемых страховщику, или намеренное совершение страхового случая клиент может заплатить штраф от 500 тысяч рублей или также на два года отправиться в тюрьму. Если преступление было совершено группой лиц или повторно, то наказание может составить максимум семь лет заключения. В МВД готовы поддержать поправки.