Сегодня в Госдуму внесены два президентских законопроекта: ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" и "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)", сообщает пресс-служба нижней палаты.
Законопроекты касаются процедуры медиации, которая представляет собой альтернативную форму разрешения спора с участием третьей нейтральной, не заинтересованной в данном споре стороны — медиатора, помогающего сторонам выработать соглашение по спору без судебного вмешательства.
Ранее этот проект уже вносился в Госдуму, но был снят с рассмотрения и направлен в Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству на доработку. Предполагается, что заниматься примирением сторон будут специальные посредники (медиаторы), которыми смогут быть как частные лица, так и организации. Требования к профессиональному миротворцу: достижение возраста 21 года, высшее образование, отсутствие судимости, сдача теоретических экзаменов по подготовке посредников. Суды будут вести специальные реестры посреднических организаций. Также в документе должны содержаться нормы о назначении посредников, правилах и сроках проведения примирительной процедуры, заключении соглашения об урегулировании спора, сохранении конфиденциальности. Медиаторы могут помогать в разрешении гражданско-правовых, трудовых, семейных и иных частных споров.
По информации Государственно-правового управления Президента, проект Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" (далее — законопроект) разработан в целях создания правовых условий для развития в Российской Федерации альтернативных (неюрисдикционных) способов урегулирования споров при участии независимых лиц — медиаторов, осуществляющих свою деятельность в том числе профессионально, а также в целях снижения нагрузки на судебную систему Российской Федерации.
Основными задачами законопроекта являются: 1) определение понятия "процедура медиации" как способа урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения сторонами спора взаимоприемлемого решения. В этом смысле процедура медиации является альтернативой судебному или административному разбирательству; 2) определение сферы применения процедуры медиации; 3) установление юридических последствий использования сторонами спора процедуры медиации; 4) создание правовой базы для деятельности медиаторов.
Цель законопроекта — предложить удобный и быстрый способ разрешения споров, который должен отличаться гибкостью и гарантировать исполняемость решений, принятых в ходе процедуры медиации, сэкономить судебные издержки.
Законопроект направлен на регулирование процедуры медиации. Процедура медиации основана на том, что стороны при участии медиатора должны прийти к консенсусу и достигнуть взаимоприемлемого соглашения.
Такая процедура не носит характера тяжбы. Медиатор не является арбитром, представителем какой-либо стороны спора или посредником между сторонами, не обладает правом принимать решение по спору. Он лишь способствует урегулированию спора, помогает сторонам спора в ходе дискуссии выявить их истинные интересы и потребности, найти решение, удовлетворяющее всех участников конфликта. В этом заключается основная задача медиатора.
Необходимыми условиями проведения процедуры медиации являются добровольное участие в ней всех сторон спора, их готовность включиться в процесс поиска путей его урегулирования, а также отказ от обращения к другим (судебным, административным) способам разрешения споров на время проведения процедуры медиации.
Методы конструктивного урегулирования конфликтов получили широкое распространение в мире начиная с 70-х годов XX века.
Процедура медиации может применяться в различных сферах для урегулирования как гражданских, семейных, трудовых споров, так и споров, выходящих за пределы чисто юридических коллизий (политических и социальных, например так называемых соседских конфликтов).
Процедура медиации, используемая вне рамок правового поля, совершенно очевидно, не требует законодательной регламентации. Законопроект направлен на урегулирование процедуры медиации только в тех сферах, где имеется спор о праве.
Предметом правового регулирования являются отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением их участниками предпринимательской деятельности, а также из трудовых и семейных правоотношений.
Мировой опыт показывает, что внедрять процедуру медиации в публично-правовые (и прежде всего налоговые) отношения необходимо чрезвычайно взвешенно и осторожно. В развитых зарубежных странах принято определять возможность использования таких процедур путем проведения долгосрочных экспериментов. В связи с этим в законопроекте использование процедуры медиации ограничивается частно-правовыми (гражданскими, трудовыми и семейными) отношениями.
В законопроекте есть еще одно важное ограничение. Процедура медиации не может применяться в гражданских, трудовых, семейных отношениях, если результаты урегулирования спора могут затронуть интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, или публичные интересы (например, споры в рамках производства по делам о несостоятельности (банкротстве). Это необходимо для того, чтобы максимально учесть интересы указанных третьих лиц и общества в целом, не допустить ограничения права граждан на защиту.
Условно процедуру медиации можно разделить на внесудебную, досудебную и судебную. Процедура медиации может проводиться:
1) во внесудебном порядке — в случае, когда у спорящих сторон возникают затруднения в урегулировании спора, а обращаться в суд у них намерения нет;
2) в досудебном порядке — в случаях, предусмотренных законопроектом, или на основании внесенной в договор или в иное юридически обязательное соглашение, заключенное между участниками спора, медиативной оговорки о необходимости урегулирования разногласий путем применения процедуры медиации;
3) в рамках судебного процесса — в случае, когда стороны имеют право на любой стадии судебного разбирательства прервать процесс и обратиться к процедуре медиации, а на суд возлагается обязанность предложить сторонам использовать процедуру медиации.
В законопроекте содержатся положения, касающиеся всех указанных процедур медиации — и внесудебной, и досудебной, и судебной, однако подходы к их регулированию определены по-разному. Так, регулирование внесудебной процедуры медиации предполагается минимальным, поскольку последствия обращения сторон к такой процедуре не связаны с принятием или возможностью принятия государственными органами решения по существу спора. В отношении использования процедуры медиации в досудебном порядке или в рамках судебного процесса, когда спор находится на разрешении в суде или в третейском суде, требуется более подробная законодательная регламентация. Поэтому одновременно с законопроектом подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)", которым устанавливаются: порядок применения процедуры медиации при рассмотрении дела в суде общей юрисдикции или арбитражном суде; порядок утверждения медиативного соглашения судом, арбитражным судом, третейским судом; порядок обращения в суд, арбитражный суд, третейский суд при наличии заключенного и подлежащего исполнению медиативного соглашения; процессуальные гарантии конфиденциальности процедуры медиации.
Процедура медиации используется только в случае, когда есть соглашение сторон о применении процедуры медиации, заключенное сторонами до возникновения спора или после его возникновения. В законопроекте соглашение сторон о применении процедуры медиации, заключенное до возникновения спора, называется медиативной оговоркой.
Помимо этого, законопроектом определяется порядок проведения процедуры медиации, заключения соглашения о проведении процедуры медиации (соглашение сторон, последствием которого является начало процедуры медиации) и медиативного соглашения (соглашение, достигнутое сторонами по спору или отдельным разногласиям в ходе процедуры медиации).
Соглашением о проведении процедуры медиации, в частности, определяются предмет спора, медиатор (медиаторы) или организация, осуществляющая оказание услуг по проведению процедуры медиации, порядок проведения процедуры медиации, условия участия сторон в оплате расходов, связанных с проведением процедуры медиации.
Исполнение медиативного соглашения, достигнутого в результате проведения процедуры медиации, осуществляется на основе принципов добровольности и добросовестности. При этом медиативное соглашение, достигнутое в рамках судебного или третейского разбирательства, может быть утверждено судом или третейским судом в качестве мирового соглашения по правилам, установленным процессуальным законодательством.
Услуги по проведению процедуры медиации могут быть как платными, так и бесплатными. Расходы по оказанию платных услуг стороны, если они не договорились об ином, несут в равных долях.
Законопроектом определяются основные требования к правовому положению медиаторов, их права и обязанности. Медиатором может быть любое физическое лицо, обладающее полной дееспособностью и не имеющее судимости. Медиаторами не могут быть лица, замещающие государственные должности Российской Федерации или государственные должности субъектов Российской Федерации, а также государственные служащие.
Деятельность медиатора не является предпринимательской деятельностью.
Одной из задач законопроекта является создание условий для формирования корпуса профессиональных медиаторов.
В настоящее время во всем мире ведется активная работа, направленная на создание специализированных организаций, оказывающих услуги по проведению процедуры медиации, и на объединение их в профессиональные ассоциации (союзы). Такие организации самостоятельно разрабатывают требования, предъявляемые к деятельности медиаторов, регламенты (правила) соответствующих процедур, осуществляют обучение медиаторов, проводят их аттестацию и обеспечивают контроль за качеством оказания услуг в сфере медиации.
В связи с этим подробное государственное регулирование деятельности медиаторов может быть излишним. Однако необходимо обеспечить защиту интересов лиц, обращающихся к процедуре медиации как к альтернативному способу урегулирования споров, что и предусмотрено законопроектом.
В законопроекте содержатся положения, касающиеся профессиональной деятельности медиаторов. На сегодняшний день нет необходимости применять в отношении медиаторов такие жесткие инструменты государственного регулирования их деятельности, как, например, лицензирование или аккредитация. Должен быть задействован механизм саморегулирования.
В связи с этим законопроектом предусматривается, что физические лица, осуществляющие деятельность в качестве медиаторов на профессиональной основе, равно как все организации, осуществляющие оказание услуг по проведению процедуры медиации, могут быть членами одной из саморегулируемых организаций медиаторов. К таким саморегулируемым организациям медиаторов законопроектом устанавливаются достаточно высокие требования. В частности, в каждую такую организацию должно входить в качестве ее членов не менее 100 медиаторов, осуществляющих свою деятельность на профессиональной основе, и (или) не менее 20 некоммерческих организаций медиаторов, осуществляющих оказание услуг по проведению процедуры медиации.
В целом принятие законопроекта будет способствовать развитию в Российской Федерации альтернативных процедур урегулирования споров и повышению уровня охраны прав и законных интересов граждан и организаций.
В отличие от России, ряд государств уже "отважились" принять законы о посредничестве по модели ЮНСИТРАЛ (законопроект о медиации был изначально основан на Типовом законе о международной коммерческой согласительной процедуре, разработанном Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) в 2002 г). Так, уже в 2002 г. это сделала Венгрия, в 2003 г. ─ Хорватия, в 2005 г. ─ Канада и Никарагуа, а в 2008 году ─ Словения.
Многие юристы считают, что существование досудебных процедур является целесообразным, в частности, для налоговых споров. У налогоплательщика есть возможность решать спорные ситуации в досудебном порядке. Есть надежда, что это станет серьезным фактором в изменении отношений между налоговыми органами и налогоплательщиками.
По мнению Аркадия Дворковича, советника Президента РФ, наличие независимого профессионального посредника при разрешении некоторых категорий налоговых споров могло бы сделать процесс более рациональным и эффективным. При условии, что результаты разрешения этих споров будут носить юридически значимый и юридически обязывающий характер. И, конечно, у сторон остается полное право не придти к согласию в рамках процедуры и обращаться в другие инстанции: вышестоящие налоговые органы, суд, чтобы в полной мере удовлетворить права сторон и получить справедливое решение.
Вениамин Яковлев, советник президента РФ, считает, что без альтернативных методов в разрешении споров, в том числе медиации, российским судам тяжело будет справляться с нарастающей нагрузкой. "С 1 января 2009 года примирительные процедуры между предпринимателями и налоговыми органами стали обязательными. Я надеюсь, что это позволит совершенствовать разрешение налоговых споров. Для того, чтобы примирительные методы работали, нужны специалисты-посредники, способные включаться в процесс на досудебной и судебной стадиях и помогать сторонам найти разумные варианты решения проблемы. Это не значит, что налоговое ведомство может простить задолженность по налогам, это значит, что налоговая служба может помочь гражданину рассчитаться. Я думаю, что арбитражный суд уже созрел для этого. Полагаю, что судам общей юрисдикции необходимо помочь также созреть для использования подобных инструментов", — пояснил В. Яковлев, выразив оптимистичный настрой на будущее медиации в России.