Как сообщалось накануне, президент России Дмитрий Медведев внес в Госдуму законопроекты об альтернативной процедуре урегулирования споров. По этому законопроекту в судах появятся специальные посредники, призванные помирить спорящие стороны.
Как отмечается в пояснительной записке к документу, процедура медиации является альтернативой судебному или административному разбирательству. Другое название данного института — так называемое восстановительное правосудие. Его суть в том, что стороны не просто договариваются друг с другом, но и обсуждают варианты наказания. Ведь примирение — не всегда безнаказанность. Виновник должен прочувствовать, что поступил плохо. Но при этом желательно, чтобы наказание не сломало ему жизнь, не искалечило морально.
В законопроекте особо подчеркивается, что медиация — процедура добровольная. Заниматься ей должны специальные посредники, профессионалы в своем деле. Дело не только в навыках конкретного специалиста, но и в том, что к нему нет ненависти ни у одной из сторон. А это всегда облегчает диалог.
Известны случаи, когда люди, скажем, ставшие виновниками ДТП с тяжкими последствиями, искренне пытались загладить вину, но встречали ругань, угрозы, побои. Хотя люди пытались решить проблему по-человечески, просто извиниться, не пытаясь при этом избежать наказания.
Настороженно встречают в таких случаях и адвокатов. Ждут, и порой не без оснований, какого-то подвоха. А профессиональные посредники не должны вызывать таких предубеждений просто по определению.
Законопроект, который внес президент, называется "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)". В документе дается определение "процедуры медиации", под которой понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон для достижения взаимоприемлемого решения.
Впрочем, понятно, что далеко не во всех уголовных делах возможно примирение. Медиация может быть применена также при урегулировании гражданских споров, в том числе экономических. В семейных отношениях тоже иногда без медиатора не обойдешься, да и в трудовых спорах посредники-примирители могут сыграть свою роль. Однако процедура медиации не применяется, если споры затрагивают или могут затронуть интересы третьих лиц или публичные интересы.
По итогам процедуры стороны должны заключить медиативное соглашение. Его исполнение осуществляется на основе принципов добровольности и добросовестности.
На непрофессиональной основе имеет право работать медиатором любой гражданин, достигший 18 лет, обладающий полной дееспособностью и не имеющий судимости. При этом чиновники не могут быть медиаторами.
А профессиональным медиатором можно будет стать только после 25 лет, получив высшее образование и пройдя курс обучения по программе подготовки медиаторов.
Между тем, еще 11 ноября 2008 года, накануне проходившей в Санкт-Петербурге научно-методической конференции об образовании и доктрине в области альтернативных способов разрешения споров, проект федерального закона "О примирительной процедуре с участием посредника (медиации)" был снят с рассмотрения в Государственной Думе. 15 ноября он был направлен в профильный комитет Госдумы (Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству). Законопроект был внесен в Госдуму еще 12 декабря 2006 года, а затем его рассмотрение переносили от сессии к сессии. Работа по согласованию текста законопроекта шла с 2005 года, сначала в недрах Торгово-промышленной палаты РФ, а затем в Российском Союзе промышленников и предпринимателей, законопроект был подвергнут экспертным оценкам различных органов власти, включая Администрацию Президента РФ, прошел экспертизу Совета Европы. Но рассмотрение законопроекта вновь отложено. Чем это может объясняться? Возможно, вопрос регулирования примирительных процедур показался законодателю слишком сложным. Вопрос о внесении поправок в Конституцию России касательно сроков полномочий высших органов власти оказался куда более "простым" и был рассмотрен за считанные дни сразу в трех чтениях.