Экономический кризис и инициированная президентом России Дмитрием Медведевым реформа судебной системы подтолкнули адвокатское сообщество и крупные компании перетянуть на себя долю рынка юридических услуг. Они настаивают на возрождении адвокатской монополии на представление интересов сторон в арбитражных судах и создании системы оказания юридических услуг.
Инициативы по изменению действующего законодательства в сфере оказания юридических услуг представители Федеральной палаты адвокатов (ФПА) озвучили 17 марта на встрече с чиновниками из Минюста. Вчера информация о мероприятии появилась на сайте организации. Среди предложений адвокатов — введение адвокатской монополии в арбитражном судопроизводстве и создание работоспособной системы квалифицированной юридической помощи.
Адвокатская монополия на представление интересов спорщиков в судах фактически существовала до 2004 года. Своим постановлением Конституционный суд отменил необходимость привлечения компаниями адвоката и признал не соответствующей Конституции ч. 5 ст. 59 АПК РФ, дав возможность представлять интересы лицам без адвокатского статуса. Попытки восстановления старой практики, предпринимавшиеся ранее, так и не увенчались успехом.
По словам руководителя пресс-службы ФПА Александра Крохмалюка, позиция адвокатского сообщества по вопросам внесения поправок в законодательство однозначна. "Адвокатская монополия должна быть введена, однако это не должно распространяться на юристов компаний, законных представителей, иных подобных лиц", — отмечает он.
По словам г-на Крохмалюка, другим важным вопросом является организация системы оказания юридической помощи: "В настоящее время регулирование юридического бизнеса в России заключается только в рамках осуществления предпринимательской деятельности, что влияет на качество предоставляемых услуг".
Партнер юридической фирмы Amond & Smith Павел Романенко считает, что крупным юридическим компаниям не составит труда получить необходимые разрешения на осуществление своей деятельности. Предлагаемые изменения выбьют из рынка непрофессиональных участников, занимающихся, например, регистрацией юридических лиц. Зачастую в таких фирмах работают люди, не имеющие юридического образования, говорит он.
Эксперты считают, что на активные действия адвокатов подтолкнул кризис. "Есть объективные причины снижения прибыли, например спад деловой активности, поэтому некоторые проекты на какой-то период считаются замороженными. Сейчас не востребованы услуги по сопровождению сделок, консультации в области слияний и поглощений, и наоборот, рассмотрение судебных споров сейчас — это наиболее часто встречающиеся дела", — говорит управляющий партнер аудиторской компании "Грант Торнтон" Сергей Аслибекян.
Участники рынка поддерживают инициативу ФПА. "Отсутствие у представителей сторон в судах надлежащих знаний в области юриспруденции затягивает процесс, уровень судопроизводства понижается, и, по сути, нарушается конституционное право на оказание квалифицированной юридической помощи", — гово дврит адвокат межтерриториальной коллегии адвокатов "Клишин и партнеры" Андрей Шугаев.
Впрочем, пока о законодательных изменениях, усиливающих роль адвокатов и крупных юридических контор, речь не идет. Как пояснил источник в Госдуме, обсуждений на уровне депутатских комитетов не было. "Это похоже на политические игры и попытку заинтересованных лиц перетянуть одеяло на себя", — полагает он.
В Воронеже прошла ежегодная конференция Адвокатской палаты Воронежской области. Кроме традиционных вопросов об утверждении отчетов и планов был рассмотрен вопрос об увеличении ежемесячных взносов и утверждении стандарта помещения, в котором должен работать адвокат, сообщила Федеральная палата адвокатов России. На конференции решили установить дифференцированный размер отчислений в зависимости от обременений, которые несут адвокаты. Так, адвокаты, оказывающие помощь по назначению, должны платить 600 рублей ежемесячно, не оказывающие — 1700 рублей. В группу с максимальной суммой отчислений попали, в том числе, адвокаты, практикующие в кабинетах. Решением конференции был утвержден "Профессиональный стандарт "Требования к размещению адвокатских образований", обязывающий адвоката иметь специально оборудованный офис. Требования вступят в силу с августа 2010 года. На конференции обсудили проблему неоплаты государственными органами труда адвокатов по назначению. Проголосовали за то, что при повторении таких ситуаций адвокаты перестанут оказывать бесплатную помощь.
После окончания конференции на сайте www.vrn.vestipk.ru появился материал "В Воронеже адвокаты намерены судиться с решениями конференции Адвокатской палаты", в котором излагалась позиция адвокатов, несогласных с решениями конференции. В частности, там цитируется адвокат Сергей Бовкунов: "В подавляющем большинстве регионов России взносы адвокатов не различаются и не ставятся в зависимость от того, работают ли они в кабинете, в бюро или в консультации. В Московской области все платят одинаково. И мы возмущены не из-за денег, а потому, что нас подвергают дискриминации по непонятным нам причинам". Воронежские адвокаты, работающие в кабинетах, недовольны и новыми требованиями к адвокатским офисам. В интервью корреспонденту того же сайта адвокат Наталья Пешкова сказала: "Я учредила адвокатский кабинет в 2008 году, работаю дома. После принятых решений по увеличению взносов и требованиям к помещению, я просто не смогу продолжать адвокатскую деятельность".