Как сообщалось ранее, несмотря на борьбу за улучшение российской судебной системы, число нарушений при рассмотрении дел продолжает оставаться удручающим. Судейские ошибки только по тем уголовным делам, которые дошли до высшей инстанции, в прошлом году произошли в 40% случаев. В нижестоящих судах статистика еще хуже, говорят юристы.
Верховный суд вчера опубликовал обзор рассмотрения Судебной коллегией уголовных дел в порядке надзора за второе полугодие 2009 года. За это время было рассмотрено 834 уголовных дела против 869 за тот же период 2008 года. Несмотря на уменьшение числа обжалованных дел, количество судейских ошибок все еще продолжает оставаться значительным.
Как отмечается в обзоре, суды в основном правильно применяют уголовный и уголовно-процессуальный законы. Однако примерно в 2/5 от общего количества дел, дошедших до Верховного суда, нижестоящими судами были допущены ошибки в применении правовых норм. Тем не менее только в отношении 21 осужденного были отменены приговоры.
Юрист коллегии адвокатов "Муранов, Черняков и партнеры" Сергей Кубанцев считает, что, если учитывать невысокую квалификацию судей низового звена, количество допускаемых ошибок в уголовных делах, рассматриваемых в первой и второй инстанциях, несоизмеримо больше, чем 2/5. "Масса ошибок судов просто повисает в воздухе, когда участники процесса не стремятся обжаловать судебные решения, в том числе по причине отсутствия доверия к судебной системе", — заключает он.
Коллегия отказала в 353 случаях в удовлетворении надзорных жалоб, а по 481 делу возбудила надзорное производство. Самым частым основанием для проверки решений нижестоящих судов было неправильное применение Уголовного кодекса — 33% от всех жалоб. Следом идут нарушения Уголовно-процессуального кодекса и чрезмерная суровость наказания — 26 и 15% случаев соответственно. Также в 22 случаях была изменена квалификация преступления со смягчением наказания, в отношении двух лиц была изменена только квалификация без смягчения наказания, а для 150 лиц было смягчено наказание без изменения квалификации.
По мнению судейского сообщества, большое количество ошибок допускается при квалификации нарушений. Адвокат МКА "Трунов, Айвар и партнеры" Сергей Ребровский считает, что должностному лицу, которое решает вопрос о том, является ли то или иное действие преступлением, выгоднее представить его таковым. Самый яркий пример здесь — мелкие хищения на сумму менее 1000 руб., которые являются административными правонарушениями. По разным данным, доля таких преступлений в России — от 10 до 15%. "Права виновного лица здесь нарушены явно, оно совершило административный проступок, но вместо этого привлекается к уголовной ответственности", — подчеркивает г-н Ребровский.
Одним из основных нарушений норм процессуального права, не указанных в обзоре, является неразборчивое применение судами меры пресечения в виде заключения под стражу. Адвокат МКА "Единство-С" Юрий Набиев подчеркивает, что в целом наша система уголовного правосудия носит карательный характер. "Суды зачастую гребут всех под одну гребенку, вынося определения об аресте подозреваемого без необходимых для этого законных оснований. Почти во всех случаях иностранный гражданин вне зависимости от тяжести преступления будет заключен под стражу. Такое поведение судов нарушает нормы Конвенции о защите прав человека", — заключает он.
Для уменьшения количества нарушений судьям рекомендовано неукоснительно соблюдать требования закона и более тщательно изучать практику применения законов при рассмотрении уголовных дел, говорится в обзоре. Наряду с этим председателям судов субъектов Федерации следует уделять больше внимания организации и проведению юридических занятий, повышению качества отправления правосудия.
По данным Минюста, на 11 января 2010 года в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 864 тысяч человек, в 755 исправительных колониях — 723,9 тысячи человек, в 226 следственных изоляторах и помещениях — 131,4 тысячи человек, в семи тюрьмах — 2,8 тысяч человек.
Напомним, что 17 марта Президиум Верховного суда РФ признал незаконным содержание под стражей в 2002 и в 2003 годах известного московского адвоката Сергея Бровченко, осужденного за незаконный оборот 2,5 килограмма кокаина. Решение о незаконности ареста было принято после того, как Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) признал ряд нарушений в деле адвоката. Теперь Сергей Бровченко намерен добиться признания незаконным и своего уголовного преследования. Поддержать господина Бровченко в президиуме Верховного суда пришли его друзья и коллеги-адвокаты Михаил Трепашкин и Юрий Костанов. Заседание началось с доклада одного из членов президиума, который сообщил, что еще в ноябре 2009 года председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев внес в президиум ВС представление о возбуждении производства по уголовному делу (Сергея Бровченко) в связи со вновь открывшимися обстоятельствами. Таковым стало решение Европейского суда по правам человека, принятого в 2008 году по итогам рассмотрения жалобы адвоката Сергея Бровченко.
В жалобе адвокат указал, что в ходе рассмотрения уголовного дела о его участии в незаконном обороте 2,5 килограммов кокаина были серьезно нарушены его права, поскольку с сентября 2002 года по апрель 2003 года он незаконно содержался под стражей. Это произошло потому, что Московский городской суд, отменив 19 сентября 2002 года второй обвинительный приговор Сергею Бровченко, по непонятным причинам не решил вопрос о продлении ему срока содержания под стражей. А Савеловский суд Москвы, назначив 17 октября 2002 года дело к новому рассмотрению, не разобравшись в ситуации, постановил "оставить меру пресечения в отношении Бровченко прежней". При этом свое решение судья никак не мотивировала. Исходя из того, что Европейский суд признал в этих действиях нарушение Европейской конвенции о защите прав человека, председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев предложил признать незаконным содержание господина Бровченко под стражей с сентября 2002 года по апрель 2003 года.