Как сообщалось ранее, Госдума рассмотрит сегодня в первом чтении поправки в ст. 26 закона "О банках и банковской деятельности": предлагается запретить правоохранительным органам запрашивать у банков сведения о счетах юрлиц и физлиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица (ПБОЮЛ). По версии депутатов, милиционерам следует оставить такое право только в ходе налоговых проверок или предварительного следствия.
В январе 2009 года вступили в силу поправки в закон "О милиции" и "Об оперативно-разыскной деятельности", существенно ограничившие правоохранительные органы в праве проверять коммерческие организации. В частности, милиционерам оставили право участвовать в налоговых проверках только по запросам налоговых органов и совместно с гражданскими налоговиками. При этом закон "О банках и банковской деятельности" обязывает кредитные организации выдавать силовикам справки по операциям и счетам юрлиц и ПБОЮЛов для "выявления, предупреждения и пресечения налоговых преступлений". Гражданский кодекс, напротив, "заставляет" банк свято блюсти тайну вкладов.
Вышла юридическая коллизия. Милиционеры право получать банковскую информацию вне налоговых проверок и без возбуждения уголовных дел потеряли, а обязанность "выявлять и пресекать" налоговые преступления нет. В итоге, говорится в материалах к заседанию Госдумы, "некоторые должностные лица органов внутренних дел продолжают требовать от банков информацию, составляющую банковскую тайну". В принципе, банкиров можно понять: всю информацию о сомнительных операциях они передают в Росфинмониторинг, и правоохранительные органы могут получить ее оттуда.
В новой редакции ст. 26 закона "О банках и банковской деятельности" данные о счетах юрлиц и физлиц в статусе ПБОЮЛ будут выдаваться милиционерам только "в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах". Никакие оперативные нужды милиционеров учитываться не будут.
"К сожалению, эти поправки вряд ли будут иметь тот эффект, на который рассчитывают законодатели, сомневается эксперт юридической компании Налоговик Павел Ларин. Милиционеры просто станут готовить запросы в банки, ссылаясь на другие, уже возбужденные уголовные дела, никак не связанные с проверяемым лицом. А у банка полномочий проверить обоснованность и правдивость таких запросов нет".
"С другой стороны, факт движения средств по счету может действительно оказаться основанием для возбуждения уголовного дела, тогда отказ в предоставлении такой информации можно будет расценить как укрывательство экономического преступления. Вероятно, банки пытаются обезопасить себя этими поправками", отмечает г‑н Ларин. Более эффективным, по его мнению, оказалось бы усиление контроля, в том числе прокурорского, за обоснованностью милицейских запросов в банки.
Сейчас по закону "О банках и банковской деятельности" доступ к банковской тайне предоставляется судам, Счетной палате, налоговым и таможенным службам, Пенсионному фонду, фондам социального страхования и судебным приставам. Но объемы информации, которые могут быть выданы этим органам, ограничены спецификой их деятельности.
Понятие банковской тайны дискредитируется, говорит руководитель банковской практики "Пепеляев групп" Лидия Горшкова. В мировой практике ни налоговиков, ни таможенников к банковской тайне не допускают, напоминает председатель совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин. Если банковской тайны для ведомств не будет, то доверие к банковской системе пошатнется, считает он. Не должно идти речи об упразднении банковской тайны для фискальных органов, но в ее раскрытии главное не дойти до глупостей, говорит член правления "ВТБ 24" Дмитрий Руденко: "Я не хочу предоставлять информацию сотрудникам ЖКХ или ГАИ". Банковскую тайну необходимо сохранить, но дать доступ к ней двум-трем ведомствам, считает бывший член правления Barclays Bank Евгений Ретюнский.