В минувшую пятницу Комитет Госдумы по экономической политике и предпринимательству рекомендовал палате принять к рассмотрению законопроект № 358290-5 "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О рекламе", предусматривающий полный запрет на рассылку SMS- и голосовых телефонных сообщений рекламного характера без письменного согласия абонента. Предлагаемая дата рассмотрения проекта ФЗ Госдумой — 17 сентября 2010 года.
Как отмечает в пояснительной записке автор законопроекта, депутат Госдумы М. Коробов, в соответствии со статьей 18 Федерального закона №38-ФЗ "О рекламе" распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. Эта же статья предусматривает запрет на использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматическое дозванивание, автоматическая рассылка). Таким образом, осуществление рекламной деятельности посредством электросвязи без согласия абонента, а также автоматическая рассылка SMS-сообщений, факсимильных сообщений, голосовых сообщений рекламного характера является незаконной.
Однако практика применения закона свидетельствует о несовершенстве вышеуказанной нормы и возможности ее трактования в пользу рекламораспространителя. Так, пункт 1 статьи 18 не дает четкого определения понятия "предварительное согласие абонента" и в каких случаях оно считается полученным. Кроме того, пункт 2 статьи 18 не только не запрещает автоматическую рассылку рекламы, но и делает ее официально разрешенной.
Как считает автор законопроекта, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации своим Постановлением от 31 марта 2009 года №15732/08 "фактически узаконил автоматическую рекламную рассылку". В большинстве случаев выбор абонентских номеров для рассылки SMS-сообщений, факсимильных сообщений и голосовых сообщений сначала производится специалистом компании, осуществляющей рассылку. После этого производится автоматическая рассылка. Это означает, что если выбор номера абонента, к примеру, произвел "специалист" организации, осуществляющей рассылку нежелательной рекламы, действия организации будут признаны законными. "Участие человека в этом процессе, по мнению Президиума ВАС РФ, очевидно, а значит, закон не нарушается", — резюмирует депутат.
Таким образом, законопроект направлен на упорядочение использования сетей электросвязи в целях распространения рекламы, а также на устранение "двойного трактования" действующей нормы.
Ниже следует текст законопроекта, предоставленный пресс-службой Госдумы:
" Внести в статью 18 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ "О рекламе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 12, ст. 1232) следующие изменения:
1) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного письменного согласия абонента или адресата на получение рекламы либо наличия его запроса к рекламораспространителю в целях доступа к такой услуге. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.".
2) дополнить пункт 2 после слов "без участия человека" словами "либо с его участием".
3) в пункте 3 слова "(как платном, так и бесплатном)" исключить. "