ПРАВО.ru
Новости
18 июня 2010, 16:20

Прокуратура оспорила как ничтожные договоры о теплоснабжении

Прокуратура оспорила как ничтожные договоры о теплоснабжении
Прокуратура защитила жителей Петербурга от нензаконных действий энергетиков

Прокуратура Санкт-Петербурга обратилась в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исками в интересах обществ с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис № 2 Приморского района" и "Жилкомсервис № 4 Приморского района" к ГУП "ТЭК СПб" о признании частично недействительными договоров теплоснабжения жилых домов.

Как сообщила пресс-служба прокуратуры Санкт-Петербурга, оспариваемые прокурором договоры теплоснабжения жилых домов содержат перечень условий, при которых возможно ограничение или прекращение подачи тепловой энергии абоненту. Отдельные условия из этого перечня являются ничтожными на основании ст. 168 ГК РФ, так как противоречат положениям действующего законодательства, а именно: ст.ст. 523 и 546 ГК РФ, постановлению Правительства РФ № 1 от 05.01.1998 "О порядке прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов".

В силу положений п. 1 ст. 546 и п. 3 ст. 523 ГК РФ энергоснабжающая организация наделена правом на односторонний отказ от исполнения договора энергоснабжения только в случае неоднократного нарушения абонентом, являющимся юридическим лицом, сроков оплаты полученной энергии (при этом законом или иными правовыми актами данное право энергоснабжающей организации на односторонний отказ может быть исключено или ограничено путем установления порядка реализации данного права). В п.п. 2 и 3 ст. 546 ГК РФ закреплен исчерпывающий перечень оснований, при которых допустимо ограничение режима подачи энергии в одностороннем порядке (без согласования с абонентом). Согласно ст. 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным договором и в случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ может устанавливать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.

Постановлением Правительства РФ № 1 от 05.01.1998 установлен особый порядок ограничения или прекращения подачи энергии отдельным категориям потребителей при нарушении ими обязательств по оплате. Данный порядок является льготным и распространяется, в частности, на объекты жилищно-коммунального хозяйства. Поскольку основания для прекращения и ограничения подачи тепловой энергии абоненту, установленные ГК РФ и постановлением Правительства РФ № 1 от 05.01.1998, не могут быть расширены или изменены по усмотрению сторон договора, прокуратурой города оспариваются такие условия договоров теплоснабжения, которые устанавливают не предусмотренные законом основания для ограничения и прекращения подачи тепловой энергии в жилые дома. Прокуратура города заявлено также требование о признании недействительным условия, предусматривающего порядок учета количества потребляемой тепловой энергии при отсутствии приборов учета или их неисправности.

Данное условие противоречит ст. 544 ГК РФ о порядке оплаты поставленной энергии и Правилам, изданным Правительством РФ — Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 и Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ № 306 от 23.05.2006. Оспариваемое условие определяет, что при отсутствии приборов учета или их неисправности учет количества потребляемой тепловой энергии с учетом потерь в тепловых сетях абонента производится энергоснабжающей организацией по договорной нагрузке и времени теплопотребления с корректировкой по фактическому режиму работы источника.
Однако в данном случае абонентом является организация, осуществляющая функции управления жилым домом, которая заключила договор теплоснабжения в целях удовлетворения потребностей граждан, проживающих в жилом доме, выступающих непосредственными потребителями коммунальных услуг.

В силу п. 8 вышеупомянутых Правил предоставления коммунальных услуг гражданам условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить этим Правилам.
Как установлено в п. 19 данных Правил, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление определяется по специальной формуле, предусматривающей применение такого показателя, как норматив потребления соответствующей коммунальной услуги. Следовательно, при отсутствии приборов учета и контроля параметров теплоносителя, установленных у потребителя и допущенных в эксплуатацию, объем отпущенной тепловой энергии должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, которые устанавливаются для домов определенной группы независимо от наличия у их жителей индивидуальных приборов учета.