Как сообщалось ранее, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) вынесла официальное предупреждение электронному изданию "Агентство политических новостей" (АПН) за комментарий читателя. Это первое предупреждение интернет-СМИ после принятия постановления пленума Верховного суда (ВС) РФ, которое именно в этой части вызывало наибольшие споры и опасения Союза журналистов России, что надзорные ведомства после принятия документа получат возможность давить на СМИ.
Постановление "О практике применения судами закона РФ "О средствах массовой информации"" было принято 15 июня. Самым спорным при разработке проекта документа был пункт, в котором говорилось об ответственности интернет-СМИ за высказывания читателей на форумах интернет-изданий. Теперь, согласно постановлению пленума, в высказываниях читателей надзорный орган (Роскомнадзор) может обнаружить злоупотребление свободой массовой информации и указать на это интернет-СМИ. Редакция должна отредактировать или удалить комментарий. Если это не сделано, то проверяющее ведомство вправе вынести предупреждение. ВС также рекомендовал судам проверять, действительно ли уполномоченный орган требовал от издания удалить высказывание.
Вчера было объявлено, что Роскомнадзор вынес первое после принятия постановления пленума ВС предупреждение АПН. Ведомство обнаружило на сайте издания высказывания, которые "имеют агрессивный характер, заключают в себе угрозу и побуждение к насилию, содержат признаки подстрекательства к осуществлению террористической деятельности и совершению преступлений". Требование "незамедлительно удалить комментарии с признаками нарушения закона" или отредактировать их, по заверению надзорной службы, было направлено главному редактору АПН Константину Крылову по электронной почте днем 21 июня, но "спустя сутки" не было выполнено.
Господин Крылов заверил, что открыл почту и получил письмо только 22-го числа. "Роскомнадзор не пытался связаться никаким другим способом, ни обратиться к моим коллегам. Возникает вопрос относительно законности этого предупреждения — срок всего сутки",- заявил он. Теперь господин Крылов, по его словам, "пошел на крайне жесткие меры — отключил все комментарии вообще, что прерывает взаимодействие с пользователями". Редактор опасается, что "придут люди, наоставляют комментарии и дело могут довести до второго предупреждения". "Пока я не принял решения по поводу обращения в суд",- сказал Константин Крылов, но отметил, что "ситуацию, при которой редактор должен трястись из-за комментариев, нельзя назвать нормальной".
Как заявил помощник руководителя Роскомнадзора Михаил Воробьев, в комментарии, который служба сочла несоответствующим закону, речь шла "об угрозе судьям". "Мы считаем, что суток было достаточно, чтобы удалить комментарий",- сказал он. Господин Воробьев пояснил, что письмо было направлено на электронный адрес Константина Крылова, а не по обычной почте, для того чтобы редактор оперативно отреагировал на требование. При этом господин Воробьев отметил, что регламент, согласно которому служба должна действовать в подобных случаях, только разрабатывается, но сроки его готовности еще неизвестны. "Мы его выработаем, определим нормы и доведем до рынка",- пообещал он. Мониторинг же сайтов, объяснил помощник главы ведомства, ведется "в рамках контрольно-надзорной деятельности" Роскомнадзора.
Шеф-редактор интернет-портала BFM.ru Антон Носик полагает, что надзорной службе "не понравилось постановление пленума ВС, которое мешает закрывать неугодное СМИ за комментарии". "Роскомнадзор пытается свести на нет ст. 57 закона "О СМИ" (она предусматривает, что издание не несет ответственности за высказывания в прямом эфире или в текстах, не подлежащих по этому закону редактированию) и постановление ВС, свести его к фиксации — Роскомнадзор как бы выполняет процедуру",- заключил Антон Носик.
Если комментарии читателей размещаются на сайте без предварительного редактирования, то к ним следует применять правила, установленные в ч. 2 ст. 24 и п. 5 ч. 1 ст. 57 закона "О СМИ" для авторских произведений, идущих в эфир без предварительной записи, решили судьи. Но эти нормы не будут применяться, если редакция не послушается Роскомнадзора и не удалит комментарии. А если дело дойдет до суда, то решение о привлечении СМИ к ответственности будет приниматься в зависимости от того, предъявлял ли претензии к комментариям уполномоченный орган. Если редакция выполнит требование Роскомнадзора, ответственности не наступит, объяснил зампред ВС Василий Нечаев. Верховный суд максимально учел интересы журналистов, говорит пресс-секретарь ВС Павел Одинцов, среди обсуждавшихся рекомендаций была обязательная премодерация комментариев, против которой возражали представители СМИ.