Минфин РФ сегодня обнародовал проект отрицательного заключения Правительства России на поправки в часть вторую Налогового кодекса РФ, касающие порядка уплаты транспортного налога.
Законопроект "О внесении изменений в статью 362 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" был внесен в Госдуму депутатом ГД С. Ивановым.
Как отмечается в проекте заключения правительства, статьей 1 законопроекта предлагается внести изменение в пункт 3 статьи 362 главы 28 "Транспортный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), которым установлены особенности определения коэффициента при исчисления суммы транспортного налога (суммы авансового платежа по налогу) в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, установленный пунктом 3 статьи 362 Кодекса порядок противоречит принципам налогового законодательства и не обоснованно возлагает дополнительное налоговое бремя на граждан, поскольку в случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца, транспортный налог за данный месяц взимается с продавца и покупателя.
В этой связи законопроектом предусматривается, что месяц регистрации транспортного средства принимается за полный месяц, а месяц снятия с регистрации транспортного средства не принимается за полный месяц. При этом в случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
Между тем статьей 357 Кодекса установлено, что налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Кодекса. В соответствии с пунктом 1 статьи 358 Кодекса объектом налогообложения признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно вышеуказанным нормам Кодекса возникновение у лица обязанности плательщика транспортного налога поставлено в прямую зависимость от факта регистрации на него транспортного средства, а не от факта наличия (или отсутствия) у него транспортного средства, а также вне зависимости от его фактического использования.
Таким образом, существующий порядок взимания транспортного налога с продавца и покупателя транспортного средства не возлагает дополнительное налоговое бремя на граждан, поскольку объект налогообложения возникает у разных налогоплательщиков.
Предлагаемые законопроектом изменения приведут к уменьшению доходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, между тем в представленных материалах источники компенсации выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не определены, на что также указывается в финансово-экономическом обосновании к законопроекту.
На основании вышеизложенного, Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный проект федерального закона.