Сегодня Общество защиты прав потребителей (www.ozpp.ru) подало исковое заявление в Таганский районный суд города Москвы в защиту неопределенного круга потребителей против ОАО "Мобильные телесистемы".
Как сообщила пресс-служба ОЗПП, поводом для подачи иска послужили многочисленные жалобы потребителей на взимание платы за входящие SMS. Данные сообщения присылались абонентам с коротких номеров. При их открытии пользователи автоматически попадали на платные ресурсы, и со счета списывались деньги. При этом полной информации о стоимости услуги до совершения оферты не было, как не было и гарантий, что эта услуга будет оказана.
Между тем, оповещать абонентов о стоимости контент-услуг своих контрагентов операторы могли бы с помощью звонка на бесплатный номер или бесплатного текстового сообщения.
Получается, сотовая компания взимает плату с абонентов за входящие SMS с коротких номеров контент-провайдеров. Более того, такие, по сути, мошеннические действия компания МТС оправдывает условиями контракта, где есть пункт. В нем сказано: "Указана стоимость для входящих/исходящих SMS/MMS — сообщений от/на телефонные номера абонентов сотовых сетей. В иных случаях, в том числе при получении/отправке SMS/MMS-сообщений по коротким номерам сети МТС, стоимость указывается отдельно". Такой пункт присутствует во всех розничных договорах купли-продажи МТС на новые тарифные планы.
Данные условия договора противоречат федеральному закону "О связи", где ясно сказано, что не подлежит оплате абонентом телефонное соединение, установленное в результате вызова другим абонентом. Другими словами, все входящие SMS должны быть бесплатными.
Поскольку данные короткие номера были представлены контент-провайдером, то очевидно, что по входящим SMS инициатором соединения является именно он. Интересно, что оператор (компания МТС) получает двойную выгоду — средства от партнера и плату за звонок или сообщение абонента по его тарифу.
Если договор не будет содержать данных пунктов, то в дальнейшем потребители смогут избежать множества мошеннических уловок. В данном судебном разбирательстве ОЗПП требует через суд отмены соответствующего пункта в договоре МТС о платных входящих SMS. Такие условия контракта грубо нарушают права и законные интересы потребителей. ОЗПП требует признать действия компании "Мобильные телесистемы" противоправными в части реализации договора о предоставлении услуг абонентам по взиманию платы при получении SMS/MMS — сообщений по коротким (трех-шестизначным) номерам сети МТС.
Напомним, что ранее ОЗПП уже имело положительную практику судебных разбирательств с компанией ОАО "Мобильные телесистемы". Так, в июне 2009 года Таганский районный суд вынес решение в пользу истца, посчитав справедливыми убрать из условий гарантии МТС требование обязательного предъявления чека потребителем. Решение вступило в силу.
В случае удовлетворения судом данного иска, компания МТС будет вынуждена прекратить практику взимания платы за входящие SMS.
В июне Комитет Госдумы по экономической политике и предпринимательству рекомендовал палате принять к рассмотрению законопроект № 358290-5 "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О рекламе", предусматривающий полный запрет на рассылку SMS- и голосовых телефонных сообщений рекламного характера без письменного согласия абонента. Предлагаемая дата рассмотрения проекта ФЗ Госдумой — 17 сентября 2010 года. Как отмечает в пояснительной записке автор законопроекта, депутат Госдумы М. Коробов, в соответствии со статьей 18 Федерального закона №38-ФЗ "О рекламе" распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. Эта же статья предусматривает запрет на использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматическое дозванивание, автоматическая рассылка). Таким образом, осуществление рекламной деятельности посредством электросвязи без согласия абонента, а также автоматическая рассылка SMS-сообщений, факсимильных сообщений, голосовых сообщений рекламного характера является незаконной. Однако практика применения закона свидетельствует о несовершенстве вышеуказанной нормы и возможности ее трактования в пользу рекламораспространителя. Так, пункт 1 статьи 18 не дает четкого определения понятия "предварительное согласие абонента" и в каких случаях оно считается полученным. Кроме того, пункт 2 статьи 18 не только не запрещает автоматическую рассылку рекламы, но и делает ее официально разрешенной.