Совет Федерации сегодня одобрил и направил на подпись президенту закон об альтернативном урегулировании споров (процедуре медиации) и поправки в некоторые законодательные акты РФ, регулирующих деятельность этого института, сообщает корреспондент "Право.Ru" Елена Шарпаева.
Пакет законопроектов был внесен в Госдуму Президентом РФ в связи с большой загруженностью российских судов.
Одобренные ФЗ регулируют споры, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, а также споры, возникающих из трудовых отношений. Процедура медиации может применяться после возникновения споров, рассматриваемых в рамках гражданского и арбитражного судопроизводства.
Процедура медиации может применяться только при волеизъявлении двух сторон и не может применяться, если "споры затрагивают или могут затронуть интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, или публичные интересы". Процедура медиации делится на внесудебную, досудебную и судебную, законопроекты в большей степени регулируют две последние.
При этом сохраняется конфиденциальность всей информации.
Определяется, что если стороны заключили соглашение о применении процедуры медиации до передачи дела в суд или третейский суд, то он поддерживает такое решение до тех пор, пока стороны не решат свои вопросы. При этом спорящие имеют право использовать процедуру медиации в любой момент при рассмотрении дела судом или третейским судом.
Порядок проведения медиации устанавливается сторонами, однако в документах уточняется, что "медиатор и стороны должны принимать все возможные меры к тому, чтобы процедура была завершена в срок не более 60 дней".
Кроме того, отдельными поправками в АПК РФ и ГК РФ, а также в закон "О третейских судах" закрепляется, что медиация является одной из примирительных процедур, прописывается порядок проведения процедуры медиации на любой стадии спора.
Поправкой в статью 203 ГК РФ вводится дополнение, что "течение срока исковой давности прерывается, если сторонами спора принято решение об использовании процедуры медиации".Поправками в статью 56 АПК РФ и 69 ГК РФ устанавливается, что медиаторы являются независимыми лицами, и не могут быть допрошены в качестве свидетелей о тех обстоятельствах, которые им стали известны при исполнении своих обязанностей.
В базовом ФЗ законодатели устанавливали основные требования к медиатору, который может осуществлять деятельность как на профессиональной, так и не на профессиональной основе. Работать на непрофессиональной основе могут лица, достигшие 18 лет, которые являются дееспособными. На профессиональной основе могут быть медиаторами лица, достигшие 25-летнего возраста, имеющие высшее профессиональное образование, прошедшие курс обучения по программе подготовки медиаторов. Программу будет определять Правительство РФ.
Медиатор не вправе занимать государственные должности, не вправе быть представителем какой-либо из сторон, оказывать какой-либо стороне юрконсультации, делать без согласия сторон заявления по существу спора, участвовать в качестве медиатора в споре, где он является заинтересованной стороной, в том числе состоит с кем-либо в родственных связях.
Напомним, что вопрос по разгрузке российских судов сегодня один из самых актуальных для судейского сообщества. В июне текущего года на конференции в АСГМ, где также присутствовал Глава Комитета по конституционному законодательству и госстроительству ГД РФ Владимир Плигин, председатель АСГМ Олег Свириденко призвал "думцев" уже в осенюю сессию заняться разгрузкой судов на законодательном уровне. По его мнению, закон о медиации не решит проблем чрезмерной нагрузки, которая возросла за последние годы в три раза (что касается арбитражей). Подробнее об этом можно прочитать здесь…
Тем временем, Госдума в минувшую пятницу уже приняла поправки в АПК РФ в третьем чтении, регламентирующие деятельность арбитражных заседателей, которые согласно поправкам, могут привлекаться в дела только особой сложности. Это сделано для того, чтобы стороны не злоупотребляли процессуальными правами, заявляя арбитражных заседателей из-за неявки которых судебные заседания откладываются крайне частно и на длительный срок. Помимо прочего, в АПК была внесена поправка, что дела юрлиц стоимостью менее 100 тысяч рублей и индивидуальных предпринимателей — менее 5 тысяч рублей, не будут рассматриваться апелляционной и кассационной инстанцией (более подробно см. здесь)…Также Дума приняла в первом чтении законопроект, направленный на разгрузку судов общей юрисдикции. Согласно проекту, дела к гражданам РФ налоговых (таможенных) органов по задолженности по налогам мнее 1,5 тысячи рублей не будут рассматриваться судами.