ПРАВО.ru
Новости
26 июля 2010, 13:09

Вступил в силу закон, ограждающий МВД от мздоимцев, садистов и "засланных казачков"

Вступил в силу закон, ограждающий МВД от мздоимцев, садистов и "засланных казачков"
В милицию проникли не только потенциальные мздоимцы и садисты, но и "засланные казачки" - агенты криминальных структур

В "Российской газете" сегодня опубликованы поправки в законы, регламентирующие работу МВД.

Cразу пять "милицейских" законов, значительно меняющих жизнь сотрудников правоохранительного ведомства, подписал президент России Дмитрий Медведев. Новые законы внесли поправки в два кодекса — Уголовный и Уголовно-процессуальный, в нынешний Закон "О милиции" и в Положение о службе в органах внутренних дел РФ.

Пять законов, которые публикуются сегодня, важны не только для сотрудников милиции, но и для обычных людей. Возможно, для простых граждан даже больше. Ведь именно для граждан и их безопасности милиция и существует. Поэтому ужесточение отбора в милицейские ряды, прозрачность доходов сотрудников, пошаговый контроль во время исполнения служебных обязанностей, что регламентируют новые законы, — еще одна гарантия, что мы встретим на улице не очередного "майора Евсюкова", а честных, доброжелательных и готовых нас защитить ребят в форме.

Более того, узаконенная ответственность за отдачу и выполнение приказов может удержать иного высокопоставленного самодура от ненужного "махания шашкой", а какого-нибудь бюрократа в погонах стимулирует к более быстрому рассмотрению, скажем, чьей-нибудь жалобы или просьбы. Люди должны знать, что теперь не только неправильные действия милиции, но и ее бездействие — тоже наказуемо. И человек, чьи права нарушены, может всегда найти и призвать к ответу "автора" незаконного распоряжения или "саботажника" инструкции, распоряжения, приказа.

По сути публикуемые сегодня поправки — это действительно резкое ужесточение служебной дисциплины. В первую очередь речь идет о чистоте рядов — желающих стать милиционерами будут изучать буквально на просвет. Те, кто имел судимость, — неважно, снятую или нет, кто подвергался уголовному преследованию, пусть и давно прекращенному, стать сотрудником внутренних дел отныне не могут в принципе. Казалось бы, такое правило — само собой разумеющееся. Однако еще лет десять назад на подобные "шероховатости" в биографии кадровики закрывали глаза. Неудивительно, что в милицию проникли не только потенциальные мздоимцы и садисты, но и "засланные казачки" — агенты криминальных структур.

Теперь сознательное укрывательство своего уголовного прошлого, подлог документов при поступлении на службу может вновь привести милиционера на скамью подсудимых. А также тех кадровиков и начальников, кто почему-то не нашел или не обратил внимания на компрометирующие факты в жизни сотрудника и допустил его к исполнению служебных обязанностей. Более того, закон обязал всех, кто служит в милиции, декларировать свои доходы и своих ближайших родственников. Даже несовершеннолетних детей.

Узаконены для кандидатов в милиционеры и всевозможные проверки, в том числе на детекторе лжи, тестирование на наркотики и алкоголь.

Да, такие процедуры практиковались и раньше. Но не везде и не всегда, а, так сказать, по возможности. Руководствовались инструкциями, то есть внутренними правилами. А значит, всегда можно было объяснить отсутствие подобной проверки какими-то обстоятельствами, не предусмотренными данной инструкцией. В конце концов ведомственный документ может быть изменен или аннулирован теми начальниками, кто его издавал.

До принятия поправок кандидат в милиционеры мог бы узреть в тестировании нарушение своих гражданских прав и затеять с ведомством судебную тяжбу. Взять, к примеру, те же психофизические исследования. Иные силовики, правоохранители и даже коммерческие структуры проводят их каждый по своему разумению — единый для всех закон о применении полиграфа до сих пор не принят. Теперь, с введением поправки, МВД — единственное ведомство, где использование детектора лжи закреплено федеральным законом.

Схожая ситуация и с другими нововведениями. Например, наказание сотрудника милиции — вплоть до уголовного — за невыполнение приказа, нарушение инструкции, превышение служебных полномочий, халатное хранение или обращение с оружием и даже несоблюдение распорядка дня. Эти нормы существовали и раньше — в различных ведомственных бумагах. Но, как подчеркнул Рашид Нургалиев в беседе с президентом, до сих пор существовали правовые коллизии и лазейки, которыми пользовались недобросовестные сотрудники органов внутренних дел. Подчиненный мог не выполнить распоряжение руководства или нарушить инструкцию, оправдывая это нестандартной оперативной обстановкой. А начальник — отдать идиотский или даже преступный приказ, а затем списать все на "эксцессы исполнения" и бестолковых подчиненных. Теперь каждый — и отдающий команды, и их исполнитель — несет четко конкретизированную ответственность. Вплоть до уголовной. Нарушил запрет или превысил полномочия — не обессудь. Закон недвусмысленно оговаривает ответственность не только подчиненного, но и начальника за неправильные, тем более незаконные приказы.

Впервые федеральный закон учел специфику силового и правоохранительного ведомства. Одна из поправок предусматривает создание специальных комиссий по соблюдению требований служебной этики к поведению сотрудников и урегулированию конфликтов интересов. Смысл в том, что действия, например, сыщиков, оперативников или следователей порой нельзя трактовать однозначно и прямолинейно, надо дотошно изучить все детали, мельчайшие нюансы спорной ситуации. Ведь криминалитет сегодня подкован юридически не хуже самых опытных прокуроров и судей. Да и между коллегами по ведомству, но принадлежащих к разным службам, могут возникать споры — скажем, в чьей компетенции вести то или иное дело.

Еще очень важное и, можно сказать, неожиданное нововведение — запрет сотрудникам публично комментировать или обсуждать, в том числе в СМИ, деятельность государственных органов, их руководителей и, разумеется, собственного ведомства, если это не входит в его служебные обязанности. В других силовых структурах тоже существуют такие запреты, но они не возведены в ранг федерального закона.

Однако принятые законы не только "закрутили гайки", но и предоставили новые социальные гарантии сотрудникам милиции. Например, не только гарантированы, но и конкретно оговорены суммы ежегодных денежных компенсаций за отдых детей сотрудников. Введенные поправки буквально по полочкам расписали, когда можно и когда нельзя увольнять милиционера по состоянию здоровья, что значит быть зачисленным "в распоряжение органа внутренних дел" и какая ему при этом причитается зарплата и многие другие нюансы, ранее отданные на усмотрение руководства. Нередко сотрудники сталкивались с откровенным произволом, при этом добиться справедливости получалось далеко не всегда — не было конкретного закона.

Президент РФ Дмитрий Медведев провел 6 июля в своей резиденции в подмосковных Горках совещание, посвященное разработке новой редакции закона "О милиции", сообщила пресс-служба главы государства. (Список участников совещания не приводится). Новый закон "О милиции" должен четко определить права и обязанности милиционеров, а также исключить нормы, которые не имеют четкого юридического содержания, но дают возможность сотрудникам МВД произвольно ограничивать права граждан и организаций, подчеркнул Д. Медведев. Глава государства заявил, что в законе должна быть усилена антикоррупционная направленность: необходимо предусмотреть перечень ограничений, основанный на запретах для государственных гражданских служащих, но с учетом специфики правоохранительной службы. Кроме того, по мнению Президента, особое внимание при разработке закона должно быть уделено социальной составляющей. Президент не исключил возможности принятия отдельного закона для обеспечения социальных гарантий для сотрудников Министерства. Дмитрий Медведев отметил, что главным критерием оценки эффективности работы милиции должно стать общественное мнение. Глава государства подчеркнул, что, как только будет готова новая редакция закона, нужно организовать ее широкое обсуждение, собрать предложения от граждан и общественных организаций.