Президент РФ Дмитрий Медведев подписал пакет законов, направленных на создание института альтернативных (неюрисдикционных) способов урегулирования споров при участии независимых лиц — медиаторов, а также на снижение нагрузки на судебную систему страны. Об этом сообщила в понедельник вечером пресс-служба главы государства.
Федеральные законы "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" (текст закона см. здесь) и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" (текст закона см. здесь) были приняты Государственной Думой 7 июля 2010 года и одобрены Советом Федерации 14 июля 2010 года.
Подписанные ФЗ регулируют споры, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, а также споры, возникающих из трудовых отношений. Процедура медиации может применяться после возникновения споров, рассматриваемых в рамках гражданского и арбитражного судопроизводства.
Процедура медиации может применяться только при волеизъявлении двух сторон и не может применяться, если "споры затрагивают или могут затронуть интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, или публичные интересы". Процедура медиации делится на внесудебную, досудебную и судебную, подписанные законы в большей степени регулируют две последние.
Определяется, что если стороны заключили соглашение о применении процедуры медиации до передачи дела в суд или третейский суд, то он поддерживает такое решение до тех пор, пока стороны не решат свои вопросы. При этом спорящие имеют право использовать процедуру медиации в любой момент при рассмотрении дела судом или третейским судом.
Порядок проведения медиации устанавливается сторонами, однако в документах уточняется, что "медиатор и стороны должны принимать все возможные меры к тому, чтобы процедура была завершена в срок не более 60 дней".
Кроме того, отдельными поправками в АПК РФ и ГПК РФ, а также в закон "О третейских судах" закрепляется, что медиация является одной из примирительных процедур, прописывается порядок проведения процедуры медиации на любой стадии спора.
Поправкой в статью 203 ГК РФ вводится дополнение, что "течение срока исковой давности прерывается, если сторонами спора принято решение об использовании процедуры медиации". Поправками в статью 56 АПК РФ и 69 ГПК РФ устанавливается, что медиаторы являются независимыми лицами, и не могут быть допрошены в качестве свидетелей о тех обстоятельствах, которые им стали известны при исполнении своих обязанностей.
В базовом ФЗ установлены основные требования к медиатору, который может осуществлять деятельность как на профессиональной, так и не на профессиональной основе. Работать на непрофессиональной основе могут лица, достигшие 18 лет, которые являются дееспособными. На профессиональной основе могут быть медиаторами лица, достигшие 25-летнего возраста, имеющие высшее профессиональное образование, прошедшие курс обучения по программе подготовки медиаторов. Программу будет определять Правительство РФ.
После принятия закона о внесудебных посредниках (медиаторах) эти специалисты могут стать отдельной профессиональной корпорацией, заявлял ранее Павел Крашенинников, глава Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. Он полагает, что объединения профессиональных медиаторов могут принять форму наподобие нотариальных палат.
Медиатор не вправе занимать государственные должности, не вправе быть представителем какой-либо из сторон, оказывать какой-либо стороне юрконсультации, делать без согласия сторон заявления по существу спора, участвовать в качестве медиатора в споре, где он является заинтересованной стороной, в том числе состоит с кем-либо в родственных связях.