В четверг в Москве открылась Первая российско-французская конференция по медиации, сообщает пресс-служба Федеральной нотариальной палаты РФ.
В ходе этого форума, проходившего в Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина, российские юристы рассказали о недавно принятом в нашей стране федеральном законе "Об альтернативной процедуре урегулировании споров с участием посредника (процедуре медиации)", а их французские коллеги делились своим опытом в этой области.
Организаторами конференции выступили Центр медиации и права и GEMME France (секция европейского объединения судей-медиаторов). Участников конференции приветствовал советник Президента России В.Ф. Яковлев, который в своем докладе отметил, что отечественная правовая система находится в состоянии бурного развития. С одной стороны, она старается использовать опыт дореволюционной России, а с другой – должна соответствовать современным реалиям и достижениям мировой правовой системы.
В условиях, когда суды перегружены, необходимо, по словам В.Ф. Яковлева, использовать альтернативные методы разрешения споров. Термин "медиация", кстати, появился еще в Арбитражном процессуальном кодексе РФ 2002 года, однако профильный закон был принят только через 8 лет. А еще нужно принять подзаконные акты, в частности, Программу подготовки медиаторов, которую утверждает правительство РФ.
"Мы предпримем дополнительные усилия, чтобы правительство поскорее подготовило этот документ", – сказал советник главы государства и выразил надежду, что примирительные процедуры станут полноценным элементом гражданского общества.
В.Ф. Яковлев также сообщил, что судебные органы намерены способствовать этому процессу, а Высший Арбитражный Суд РФ уже подготовил законопроект о судебной медиации.Судья Конституционного совета Франции Ги Каниве, в свою очередь, отметил, что медиация является элементом государственной политики, причем она не только позволяет разгрузить суды, но и способствует разрешению правовых споров на основе консенсуса.
Президент Научно-методического центра медиации и права Ц.А. Шамликашвили особо подчеркнула, что медиаторы не являются конкурентами юристам, оказывающим правовую помощь, а альтернативные способы разрешения споров не заменяют адекватный способ (то есть суд), а соседствуют с ним. Причем порой возможны гибридные формы, когда медиация используется в суде.
Призвав использовать для развития медиации международный опыт, Ц.А. Шамликашвили заявила, что "мы ни в коем случае не можем копировать его и должны учитывать социокультурные особенности нашей страны".
Президент Федеральной нотариальной палаты М.И. Сазонова в своем выступлении продемонстрировала отличия нотариуса от иных посредников, призванных урегулировать споры. Она заметила, что хотя в законе о медиации нотариусы, как впрочем, и другие юридические профессии, такие как адвокат, не упомянуты в числе лиц, осуществляющих процедуру медиации, это "ничуть не умоляет их роли в этом процессе – ибо они занимаются этой деятельностью повседневно, и она является составной частью их профессии".
Поэтому "в проекте Федерального закона „О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации“, работа над которым под эгидой Министерства юстиции Российской Федерации находится на завершающем этапе, имеется специальная норма, предусматривающая право нотариуса на урегулирование спора с использованием медиации".
"Мы полагаем, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения медиативного соглашения, удостоверенного нотариусом, заинтересованная сторона могла бы обратиться к нотариусу за совершением исполнительной надписи – придание обязательной силы таким документам повысило бы значимость совершенного нотариального действия и разгрузило бы суды от рассмотрения подобных споров", – заявила М.И. Сазонова.
А президент Федеральной палаты адвокатов Е.В. Семеняко коснулся вопроса об участии адвокатского сообщества процедурах урегулирования споров. Он упомянул о существующей точке зрения, согласно которой "адвокат по своему профессионально-психологическому статусу наименее подготовлен к медиации", так как он нацелен на борьбу в интересах защиты своего клиента. Докладчик не согласился с таким утверждением и высказал мнение, что адвокат "в наибольшей степени озабочен поиском способа примирения". В каких-то судебных процессах примирение, конечно, невозможно. Но порой даже в уголовном судопроизводстве имеется ряд свойственных медиации процедур. Речь идет, как отметил Е.В. Семеняко, например, о так называемой сделке с правосудием.
Глава Федеральной палаты адвокатов также сообщил, что с этого года в программу обучения адвокатов включен курс по медиации, и выразил надежду, что основы медиации вскоре будут изучаться, пусть хотя бы факультативно, в наших юридических вузах.