Как сообщалось накануне, Минюст опубликовал для общественной экспертизы проект документа, регламентирующего, как отбывать наказание на свободе, кому положены электронные браслеты. По сути, документ описывает каким образом исполнять введенное в этом году в качестве наказания — ограничение свободы, пишет "Российская газета".
Человека, получившего такой приговор, не отправят в тюрьму, но и вольницы ему не будет. Осужденному пропишут список запретов и строгий режим дня. А следить, чтобы свобода ему медом не казалась, будут инспекции тюремного ведомства.
Как сказано в инструкции, инспекция может принять решение об использовании аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля за осужденным. Так что электронные браслеты наденут не на всех, кандидаты на особый надзор будут выбираться отдельно. Причины тому в том числе и экономические: электронные конвоиры есть далеко не везде. Конечно, теоретически осужденному можно и видеокамеру дома повесить, и микрофоны на кухне поставить. Однако опять же все упирается в средства: у тюремного ведомства пока нет возможности обеспечить каждую уголовно-исполнительную инспекцию достаточным числом электронных надзирателей. Но в будущем — все возможно.
Если все же гражданин начальник решит надеть на осужденного электронные браслеты или взять под иной технический контроль, то соответствующая аппаратура будет установлена в течение трех дней. При этом сотрудники-технари выдадут осужденному под роспись памятку, как пользоваться аппаратурой. В смысле, чего с ней делать нельзя. Если человек ее сломает, будет отвечать.
Если же осужденный исчезнет на какой-то срок из поля зрения инспекции, ему придется объяснить свое поведение. А время прогула могут в срок и не засчитать. Если же наказанный будет злостно нарушать режим, мягкое наказание могут заменить тюрьмой.
Посылать свои уведомления осужденному инспекция сможет и по электронной почте. Также осужденный должен не реже раза в месяц являться к гражданину начальнику для беседы. Инспекция может проверить подопечного на дому — в любое время, кроме ночного. А если у осужденного есть ограничение посещать определенные места, например увеселительные заведения, то инспекция должна проверять и их — не стал ли осужденный там завсегдатаем. Также справки об осужденных будут наводить у соседей и коллег по работе. Дополнительная проверка может проводиться по телефону — рабочему или домашнему. Допустим, набрал инспектор номер, а трубку снял кто-то другой. Где осужденный? Нет его. Значит, повод задуматься. Если же подопечный ответил, значит, все в порядке — он там, где и должен быть.
Бывает, что человеку надо нарушить график. Допустим, на работе его перевели в ночную смену. Или потребовалось срочно уехать в соседний район. Тогда надо обязательно спросить разрешения в инспекции, а та даст мотивированный ответ. Или да, или нет. В принципе, если человек хорошо себя ведет, отказывать или как-то прижимать его не рекомендуется. Ведь ограничение свободы и придумано для того, чтобы дать осужденному последний шанс исправиться. На воле под строгим контролем у него будет время подумать о том, что он сделал не так и как жить дальше.