Как ранее сообщалось, Минздравсоцразвития внесло в Госдуму законопроект, который радикально меняет схему оплаты больничных листов. Если он получит поддержку депутатов, то болеть станет крайне невыгодно. Сто процентов среднего заработка можно будут получить лишь имея 15 лет трудового стажа, начисляться больничные будут исходя из среднего заработка не за 12 (как сейчас), а за 24 месяца работы.
В пятницу законопроект презентовал замминистра здравоохранения и социального развития Юрий Воронин. Он пояснил, что бюджет Фонда социального страхования является дефицитным, дотируется из федерального бюджета, а значит, работает не по страховым принципам. Кроме того, действующий порядок начисления больничных был установлен в семидесятые годы и сейчас уже не является справедливым. Таким образом, законопроект призван убить сразу двух зайцев.
Он уточнил: сейчас фонд собирает на одного застрахованного 6,6 тысячи рублей в год, тратит на одного застрахованного 8 тысяч. Благодаря новым правилам соотношение изменится: доход останется на уровне 6,6 тысячи рублей, а расход будет 6,3 тысячи. Бюджет фонда превратится в профицитный.
За счет чего? Напомним, во-первых, страховые платежи будут взиматься за людей, работающих по гражданско-правовым договорам. Сейчас, по словам Юрия Воронина, на крупных предприятиях до 16,5 процента выплат физическим лицам осуществляется как раз по ним, на средних предприятиях — 26 процентов, а это большой пласт людей. И бюджет Фонда соцстраха, по расчетам его специалистов, получит при введении этой нормы дополнительно 3,7 миллиарда рублей, а по мнению экспертов минздравсоцразвития, еще больше — не менее 7 миллиардов рублей.
Второе — начисляться больничные будут исходя из среднего заработка не за 12 месяцев работы, а за 24 месяца. И тут есть тонкость. Сейчас учитывается год труда на одном предприятии. А если, скажем, человек устроился на него три месяца назад, то больничные считаются исходя из зар платы за этот период, даже если на предыдущем месте он получал намного меньше и страховые взносы за него поступали копеечные. По новым правилам "среднее арифметическое" будет высчитываться по всем местам работы за два года. И это даст бюджету фонда 52 миллиарда рублей экономии.
Третье — изменение трудового стажа при определении размера пособия. Сейчас сто процентов среднего заработка платится при стаже свыше восьми лет, а будет — после 15 лет. 80 процентов сейчас при стаже 5 — 8 лет, а будет — 8 -15 лет. 60 процентов будет выплачиваться тем, кто проработал менее 8 лет (сейчас — менее 5 лет). При этом минимальное пособие по временной нетрудоспособности не будет меньше МРОТа, в соответствии с требованием 130-й Конвенции Международной организации труда.
Эта норма позволит фонду соцстраха сэкономить 10,6 миллиарда рублей.
Последнее — оплата трех дней больничного за счет работодателя (сейчас два дня). За счет этого, по расчетам минздравсоцразвития, экономия бюджета фонда соцстраха составит 3,7 миллиарда рублей.
В тот же день этот вопрос обсуждался и на заседании российской трехсторонней комиссии по социально-трудовым отношениям (РТК).
Стоит отметить, и профсоюзы, и работодатели выступили против такой арифметики. Главный аргумент: законопроект ухудшает положение работников.
Представители работодателей напомнили: полтора года назад при обсуждении реформы системы социального страхования и ухода от ЕСН на РТК правительство представляло все расчеты, и уже тогда было видно, что пособия по временной нетрудоспособности и беременности и родам будут "тянуть вниз" бюджет Фонда соцстраха, делать его дефицитным. Но тогда правительство заверило: урезания прав работников не будет и увеличения нагрузки на работодателей тоже. Бюджет фонда и так будет сбалансированным. Исходя из этих условий стороны согласились с реформой, а теперь, получается, данные ранее обязательства берутся назад.
Александр Жуков попытался заступиться за Юрия Воронина и законопроект: тогда, два года назад, мы еще не знали о кризисе, и никто не мог даже предположить, что профицитный бюджет России в короткие сроки станет дефицитным (8 процентов). Кроме того, за прошлый год снизились фонды оплаты труда и поступления в Фонд соцстраха, а расходы фонда практически не уменьшились.
Однако представители сторон заметили: есть много способов пополнить бюджет фонда. К примеру, фонд выплачивает единовременные пособия при рождении ребенка или на погребение. А это, по мнению участников РТК, не страховые случаи, и по-хорошему государство могло бы взять эти выплаты на себя.
В результате участники РТК договорились передать в Госдуму к первому чтению законопроекта мнения сторон, параллельно — продолжить консультации по документу и выработать согласованную позицию, обсудить ее на следующем заседании, после чего также передать в парламент уже, скорее всего, для внесения поправок перед вторым чтением.