Сегодня "Российская газета" публикует правила, как жить осужденному, для которого свобода будет наказанием. Тюрьмой для человека является родной дом — в самом буквальном смысле. Речь идет о приказе Минюста России от 11 октября 2010 года N 258 "Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы".
Речь идет о совершенно новом для страны наказании — ограничении свободы. Оно действует с начала года, и, по данным тюремного ведомства, "вольный" срок получили уже около шести тысяч человек. Суд решил, что они не опасны и не безнадежны, так что сажать их вовсе не обязательно. Но при этом люди совершили преступление, и оставлять это без наказания тоже неправильно.
Контролируют таких осужденных уголовно-исполнительные инспекции. Правда, до сих пор не было четких правил, как исполнять этот вид наказания. Соответствующую инструкцию как раз и утвердило министерство юстиции.
Суть нового вида наказания заключается в установлении осужденному жестких запретов, в том числе на изменение места жительства, работы или учебы. Ночью человек должен оставаться дома — это тоже часть наказания. А в особых случаях суд заставит гражданина обходить стороной и какие-то вредные для него места, например, злачные заведения. Или, скажем, стадионы.
Понятно, что сразу же возникает вопрос, как контролировать таких людей. В документе, в частности, указано, когда и как применять электронные браслеты. Пока соответствующая аппаратура есть далеко не везде. Точнее, ее практически нигде нет, но рано или поздно прогресс дойдет до каждой уголовно-исполнительной инспекции.
Также осужденному могут установить дома видеокамеры, другие средства контроля. Но все это в теории. В конечном счете все упирается в финансы. Если же инспекторы решат взять осужденного под технический контроль, то ему выдадут под роспись памятку, как пользоваться аппаратурой.
Технику установят в течение трех дней. Если человек ее сломает, будет отвечать.
При этом любой электронный контроль не отменяет личных контактов. Осужденный должен встречаться с инспектором, не только чтобы себя показать, но и поговорить за жизнь — в воспитательных целях. Инспекторы должны по мере сил сеять в душах своих подопечных разумное, доброе, вечное, а не только ставить галочки в журналах учета.
Посылать свои уведомления осужденному инспекция сможет и по электронной почте. А если у человека по приговору есть ограничение посещать определенные места, например рестораны и ночные клубы, инспекция должна проверять, не стал ли он там завсегдатаем.
Интересный момент: согласно закону ограничение свободы может применяться и как дополнительное наказание. Допустим, преступник совершил нечто страшное, и, по мнению суда, одного срока ему будет мало. Тогда он отсидит в колонии сколько назначат, а после вернется домой и будет отбывать уже ограничение свободы. По тем же правилам. А если человека нужно контролировать, то — и с электронными браслетами.
Центральным аппаратом Следственного комитета обобщена практика применения к обвиняемым в ходе предварительного следствия меры пресечения в виде заключения под стражу.Особое внимание следователи уделяют ходатайствам участников уголовного судопроизводства об изменении меры пресечения. Председателем Следственного комитета Александром Бастрыкиным издано указание, согласно которому руководители следственных органов при избрании меры пресечения в виде заключения под стражу должны учитывать как тяжесть совершенных преступлений, так и состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие важные обстоятельства. При этом состояние здоровья подследственных является одним из главных факторов, который учитывается при принятии решения о необходимости ареста, подчеркивает пресс-служба СК РФ. Кроме того, в Следственном комитете ведется работа, направленная на совершенствование института избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. В частности, разрабатываются предложения о новом подходе к государственной политике уголовно-процессуального принуждения для сокращения сферы применения заключения под стражу за счет расширения возможностей и мотивов для избрания таких альтернативных мер пресечения как залог и домашний арест. При этом будет учитываться и международный опыт регулирования этого вопроса.