ПРАВО.ru
Новости
10 ноября 2010, 11:27

Выпуск "Музыкального ринга НТВ" может обернуться судом из-за нарушения прав на бренд

НТВ может оказаться в суде из-за бренда "Музыкальный ринг"
Создатели советского «Музыкального ринга» обвинили НТВ в плагиате

Авторы одной из самых известных отечественных телепрограмм 1980-1990-х годов, "Музыкальный ринг", Владимир и Тамара Максимовы обвиняют НТВ в выпуске контрафактной продукции в связи с выходом в эфир "Музыкального ринга НТВ". Если глава телеканала Владимир Кулистиков откажется урегулировать конфликт, основатели бренда намерены защищать свои права в суде.

Сегодня истекает срок ответа на официальную претензию, направленную главе НТВ Владимиру Кулистикову неделю спустя после премьеры программы "Музыкальный ринг НТВ" 23 октября. В претензии говорится о нарушении прав интеллектуальной собственности на программу "Музыкальный ринг", созданную в 1983 году на ленинградском телевидении Тамарой и Владимиром Максимовыми.

В "Музыкальном ринге" впервые появились на телеэкране Борис Гребенщиков, Сергей Курехин, Жанна Агузарова, Лариса Долина, Александр Розенбаум, Михаил Круг, Валерий Леонтьев, Николай Басков и десятки других звезд эстрады. Впервые в СССР в "Музыкальном ринге" было применено телефонно-компьютерное голосование. Фрагменты записей сохранившихся 85 (из 230) выпусков до сих пор показывают федеральные каналы.

Как пояснил директор Центра правовой защиты интеллектуальной собственности Владимир Энтин, представляющий интересы Максимовых, созданный ими бренд и сегодня не остается бесхозным: "ТВ-Нева" является владельцем зарегистрированного Роспатентом товарного знака "Музыкальный ринг", который охраняет использование этого словосочетания в рекламе и при подготовке телепрограмм. По словам господина Энтина, НТВ предложено либо закрыть программу и выплатить правообладателям компенсацию за допущенные нарушения, либо приобрести у них лицензию. По его оценке, телеканал, выпуская и рекламируя программу, уже допустил 25 тыс. нарушений, за каждое из которых по закону может быть взыскано от 10 тысяч до 5 миллионов рублей. Если НТВ откажется урегулировать конфликт, его оппоненты намерены обратиться в суд.

В юридической дирекции НТВ заявили, что "Музыкальный ринг НТВ" "является оригинальным аудиовизуальным произведением" и "самостоятельным объектом авторского права", а "правовая охрана товарного знака "Музыкальный ринг" не распространяется на виды деятельности, связанные с телевизионным вещанием", при этом "любое использование НТВ охраняемых объектов интеллектуальной собственности осуществляется исключительно на основании надлежащим образом заключенных договоров".

"В телевизионном сообществе существует неписаный этический кодекс, и крупные телеканалы нередко получают разрешение авторов даже на использование незарегистрированных брендов. Не исключено, что Владимира Кулистикова просто подвели, не поставив его в известность о юридических деталях проекта, и конфликт будет урегулирован без суда",- надеется президент Национальной ассоциации телерадиовещателей Эдуард Сагалаев. "Козырем НТВ может быть введенный в 2008 году критерий, по которому товарный знак должен активно использоваться в течение последних трех лет. Если Максимовы не докажут наличие свежих выпусков "Музыкального ринга", НТВ может добиться аннулирования их товарного знака. После этого закрыть программу НТВ уже не удастся — и в лучшем случае спор может идти о сумме компенсации. Но она вряд ли будет высокой",- рассуждает глава юридической компании "Усков и партнеры" Вадим Усков.

Представители культурного сообщества не в первый раз сильно обижаются на НТВ. Так, в августе Арбитражный суд города Москвы зарегистрировал пять новых исков актрисы Татьяны Васильевой к ведущим российским телекомпаниям о взыскании компенсации за нарушение ее прав на исполнение в рекламном ролике "Тариф "Новогодний". Васильева требует взыскать с ОАО "Первый канал" 28,4 тысячи рублей, ЗАО "НТВ" — 39,8 тысячи рублей, ОАО "ТВ Центр" — 8,4 тысячи рублей, ФГУП "ВГТРК" — 23,7 тысячи рублей, ОАО "ТНТ-Телесеть" — 46 тысяч рублей. Как пояснил представитель актрисы Игорь Лабутичев, сумма взыскания рассчитывалась, исходя из 100 рублей за один показ рекламного ролика. Васильева считает, что были нарушены ее исключительные смежные права, поскольку она никому не давала прав на использование ее исполнения в рекламном ролике.