Признавая на словах порочность увеличения налогов, чиновники тем не менее ищут новые способы повышения фискального бремени. В конце прошлой недели Минфин заговорил об отмене налоговых льгот и о повышении ставок по налогу на имущество, пишет "Независимая газета". В целом с 2011 года налоговая нагрузка на всю экономику повысится сразу на 2% ВВП. Тем самым, вместо отказа от неэффективных госрасходов и борьбы с откатами при госзакупках власти решили закрыть прорехи бюджета новым повышением налогов. В этом виновато, по мнению чиновников, само государство: оно слабое и боится системных изменений. Но чиновники словно позабыли, что именно они этим "государством" и являются.
В минувшую пятницу в Москве прошла конференция под названием "Налогообложение современный взгляд". Судя по всему, современный взгляд государственных деятелей на экономическое положение РФ оказался скорее мутным, чем ясным. Странное впечатление производят высказывания чиновников, ответственных за финансовое будущее страны. На словах они выступают против нынешней экономической политики, но на деле принимают и проводят в жизнь именно те решения, которые, по их же собственному мнению, губительны для страны. В таком положении вещей виновато, по уверениям финансовых властей, само государство некое абстрактное существо, которое оказалось слабым и которое боится системных изменений. При этом чиновники и политики забыли, что именно они в первую очередь этим "государством" и являются.
Смысловым центром конференции стал доклад министра финансов РФ Алексея Кудрина. Он начал с любимой им темы с прогнозов нестабильной цены на нефть. Мир вступил в "трезвое десятилетие", и это значит, что прошел период, когда цена на нефть росла до 140-150 долларов за баррель. Россия не может больше надеяться на стабильно высокие нефтяные цены. Поэтому наступило время "уделить внимание тонкостям налогового администрирования", нужно "аккуратно отнестись ко всем аспектам бюджетной и налоговой политики".
Россия, по словам Кудрина, "стоит на развилке: или мы будем больше уделять внимания сокращению расходов и повышению эффективности, тогда это серьезные структурные изменения, в том числе в обязательствах государства; или большая часть нагрузки ляжет на повышение налогов". "Я за первый пункт, уверил Кудрин. Мы подготовили программу повышения эффективности. Этот путь наиболее сложен. Хотя если государство будет слабым, оно будет бояться проводить изменения структурного характера, в том числе и в социальной сфере. Тогда мы будем иметь большее развитие второго пункта". И тут же, несмотря на сердечную привязанность к первому пути сокращению расходов и повышению их эффективности, Кудрин вдруг поведал журналистам, что в стране "со следующего года повышение налогов составит 2% ВВП".
Напомним, с 2011 года будет повышена общая ставка страховых взносов с 26 до 34%. Кудрин уверил, что он озвучивал и другие варианты сокращения дефицита Пенсионного фонда России и дальнейшей индексации пенсий. Другой вариант (причем не совсем ясно, в чем именно он "другой") это более поэтапное повышение пенсий и частичное повышение страховых взносов. "Но тем не менее решение выбрано, без этого решения не может быть выполнена политическая задача, которую поставили все основные политические силы страны, поэтому это вопрос не к Министерству финансов", заявил Кудрин, так и не назвав таинственного адресата вопроса. Более того, министр добавил, что он вообще-то не видит серьезных проблем для малого бизнеса в связи с повышением страховых взносов.
Такие "тонкости налогового администрирования" по-русски Кудрин объяснил общемировой тенденцией. "Мы стоим перед непростым периодом. Если говорить о процессах, происходящих в налоговых системах стран мира, то мы стоим не перед временной мерой, а перед тенденцией. И то, что сегодня происходит, можно уже продемонстрировать. Многие страны приняли такие решения: Венгрия подняла НДС на 5% до 25%, Латвия подняла НДС на 3%, Чехия на 1%, Финляндия подняла льготную ставку по НДС, которая была ниже общей ставки, Греция подняла ставку, Испания", сообщил министр.
Что ж, судя по всему, Россия пошла по пути как раз слабых государств и поэтому органично вписалась в общемировой тренд, и самое главное Минфин тут совершенно ни при чем.
Далее, пересказывая выводы и рекомендации Международного валютного фонда, Кудрин указал на то, что первой мерой в рамках налогового администрирования должна стать отмена налоговых льгот. Совершенно неожиданно от темы эффективного расходования бюджетных средств министр финансов перешел к теме эффективного повышения налогов. "Нужно обеспечивать нейтральность налоговой системы, уходить от многочисленных накопленных за последние годы льгот и создавать равные условия для всех хозяйствующих агентов, пояснил Кудрин. Более эффективное повышение налогов связано с повышением косвенных налогов, прежде всего НДС. Оно меньше тормозит экономический рост".
Бюджетный дефицит в 2010 году составит, по данным Минфина, около 4,6%. Это чуть меньше, чем изначально прогнозировалось, однако даже при таком уровне и даже при благоприятной цене на нефть в 75-77 долл. за баррель будет непросто достичь к 2015 году бездефицитного бюджета. Обнулить дефицит бюджета, по словам Кудрина, можно, если отказаться от налоговых льгот, которые сейчас составляют около 5% ВВП. Кудрин уточнил: он вовсе не призывает к этому отказу высшее руководство страны. Однако на деле такой отказ, судя по всему, уже происходит. В частности, Минфин сообщил, что большим потенциалом для бюджета обладают имущественные налоги: эффект от повышения налога на имущество в РФ может в течение пяти лет составить 1% ВВП. При этом обращает внимание руководитель Федеральной налоговой службы (ФНС) Михаил Мишустин речь идет не столько о повышении самих налогов, сколько об увеличении их доли в ВВП. И, как рассказал Кудрин, в Москве городская Дума уже рассмотрела закон об отмене льгот по имущественным налогам: "Москва сможет больше зарабатывать на том имуществе, которое является главным источником, ресурсом города".
Наконец, Минфин и ФНС сообщили о своих планах внести в ближайшее время предложения по улучшению администрирования НДС. С одной стороны, "система администрирования постепенно меняется и либерализуется". Но с другой налоговым службам приходится активно применять контролирующие и надзорные функции, ведь российские налогоплательщики не всегда добросовестны. Теневой рынок и уход от налогов до сих пор являются большой проблемой для государства.
Примечательно, что противоречивые высказывания главы Минфина не получили в пятницу поддержки у его коллег и соратников. К примеру, глава Сбербанка Герман Греф резонно заметил, что "голого невозможно раздеть, особенно если он этого не хочет". "Вопрос собираемости налогов может быть решен только в том случае, если налогоплательщики будут четко понимать, что их деньгами распоряжаются эффективно. А если налогоплательщик слышит о том, что государство бессмысленно теряет триллион рублей на госзакупках, то он вряд ли захочет платить в казну", объяснил Греф. Поэтому госчиновникам нужно искать резервы именно в повышении эффективности расходов, а не в наращивании налогов. Налоговый же прессинг, продолжает Греф, негативно отразится на малом бизнесе.
Помощник президента РФ Аркадий Дворкович тоже поспорил с Кудриным. Он заявил, что сокращение бюджетного дефицита возможно только при повышении экономической активности. И этой активности поспособствует только снижение налоговой, административной и коррупционной нагрузки на бизнес. Дворкович, практически пересказывая недавнее выступление президента Дмитрия Медведева, увидел огромный потенциал экономии бюджетных средств в улучшении работы системы госзакупок. Этот потенциал составляет как минимум 1 триллион рублей в год.
Чиновники, как выяснилось в пятницу, все понимают и красиво говорят, но ничего не могут поделать. Бюджет, замечает Дворкович, уже сверстан, одобрен и почти принят, поэтому сокращения налоговой нагрузки в ближайшую трехлетку ожидать не приходится. Значит добавим от себя ничего не изменится и с проблемой эффективности расходования бюджетных средств. Потому что зачем что-то менять в существующей системе, если недостающие деньги и так потекут от налогоплательщиков.
Как собщало "Право.Ru", борьба с хищениями в системе госзакупок, где доля "отката" составляет 20%, а в денежном выражении 1 триллион рублей в год, перешла на новую стадию. Минэкономразвития РФ утвердило приказ о создании межведомственной рабочей группы по обеспечению программы пилотных проектов в субъектах РФ по формированию федеральной контрактной системы (ФКС). Напомним, что ранее президент РФ Дмитрий Медведев в своем Послании о бюджетной политике на 2010-2012 годы потребовал создать в стране ФКС. В приказе Минэкономразвития говорится, что Рабочая группа будет заниматься анализом и обобщением региональной практики формирования единого технологического цикла закупок продукции для обеспечения нужд субъектов РФ. Также она будет рассматривать и готовить предложения по апробации методических рекомендаций по вопросам планирования и исполнения госзаказа, сформированных на основе опыта субъектов, участвующих в пилотных предложениях. Рабочая группа будет оказывать методическую помощь органам власти субъектов РФ участникам пилотных проектов в вопросах применения ими технологий ФСК, а также рабочая группа будет вносить предложения по созданию и совершенствованию технологий и институтов ФКС. Согласно документу, руководителем рабочей группы станет советник министра экономического развития РФ Ольга Анчишкина, контроль за исполнением приказа будет осуществлять лично министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина.