В Совет по делам казачества при Президенте РФ внесена инициатива кубанских и донских казаческих организаций о передаче им части полномочий муниципальной милиции — пока без права на применение оружия, но с возможностью составлять протоколы об административных нарушениях. Казаки могут стать неплохими шерифами, считают эксперты, но оружия им не доверят никогда.
Комиссия по организации госслужбы российского казачества при профильном совете при президенте под председательством замглавы МВД генерал-полковника Михаила Суходольского в среду обсудила внесенное ранее в совет предложение казаческих организаций приравнять казаков к участковым. Письмо с этой инициативой атаман Кубанского казачьего войска вице-губернатор Краснодарского края Николай Долуда написал Суходольскому еще в мае этого года, но напомнил о нем после массового убийства в кубанской станице Кущевской.
Выступая 20 ноября на отчетно-перевыборном казачьем сборе в Краснодаре, Долуда заявил, что кущевские казаки не могли не заметить, что "в станице в течение долгого периода творился беспредел", но ни разу не доложили ему об этом.
"Я понимаю, казаки не могут раскрывать преступления, задерживать бандитов, у нас нет на то полномочий, да и из оружия только собственные кулаки, но ведь выявить и предупредить мы можем!" — посетовал атаман. Он пообещал обеспечить в станицах и на хуторах "совершенно другой уровень безопасности", если МВД поделится с казаками частью полномочий на уровне муниципальной милиции. Это, по словам Долуды, поможет компенсировать запланированное сокращение на 15-20% штата МВД в ходе реформы правоохранительной системы, которое должно затронуть и участковых. Выслушав предложения своего атамана, кубанские казаки единогласно переизбрали Долуду еще на один пятилетний срок.
На заседании комиссии в Москве идеи кубанского атамана поддержали и донские казаки. Как доложил на заседании комиссии представитель Войска Донского помощник атамана Виктора Водолацкого Сергей Рындин, казаки уже "зарекомендовали себя как эффективное средство нормализации ситуации" и готовы после переподготовки взять на себя обязанности сельских участковых или их помощников в малонаселенных хуторах и станицах.
В отличие от участковых, которые часто не живут там, где служат, казаки хорошо знают население и пользуются авторитетом среди соседей, рассуждает помощник кубанского атамана Константин Перенижко: "Они чем-то похожи на американских шерифов, только без кольта, конечно". К казакам часто обращаются с просьбами о помощи в бытовых конфликтах, продолжает Перенижко — "там, подрался кто-то". Долго переучивать казаков на шерифов не понадобится, заверил Перенижко: среди них много бывших военных и отставных милиционеров.
Опыт сотрудничества с силовиками у казаков большой, но преимущественно декоративный, признают и сами казаки.
По закону о госслужбе они могут быть задействованы в охране госграниц, культурных объектов, участвовать в ликвидации чрезвычайных ситуаций и тушении пожаров. В Краснодарском крае, по данным Кубанского войска, сейчас действует 46 казачьих дружин общей численностью 1531 человек. Они уже несколько лет по договору с администрацией края и ГУВД патрулируют улицы и краевой аэропорт на правах народных дружинников. Около 2000 пеших донских казаков и десять конных дружин работают с ГУВД Волгоградской и Ростовской области. Казакам не разрешено самостоятельно и по собственной инициативе задерживать нарушителей, составлять на них протоколы, и, конечно, они не имеют права применять оружие, даже то, которое они носят как часть казачьей формы, — шашку или кинжал. Носить их казакам разрешено, а пускать в ход — нет. "Сейчас казаки ничем не защищены. Когда казак идет с милиционером по улице, милиционер защищен законом „О милиции“, а казак порой вынужден с голыми руками идти на бандитов", — отмечает Водолацкий.
На табельное оружие казаки пока не претендуют, хотя в будущем такой вопрос, скорее всего, будет поставлен, не исключает заместитель атамана Кубанского войска Николай Перваков. "Мы отдаем себе отчет в том, что это очень серьезная тема, и не торопим события, мы не хотим никакой махновщины", — заверил Перваков.
По словам одного из участников заседания у Суходольского, реакция генерал-полковника была "сдержанно положительной". Замминистра поручил атаманам подготовить более подробные предложения по казачьей милиции, а пока предложил дождаться принятия федерального закона о полиции.
Идея дельная, считает глава Федерации профсоюзов работников органов внутренних дел Михаил Пашкин: "Казаки куда ближе к народу, чем нынешняя милиция, и в отличие от нее пользуются авторитетом". Но перспектив получения права на табельное оружие у них нет и не будет даже после принятия закона о полиции, который не предусматривает такой возможности, убежден эксперт.
Как сообщало "Право.Ru", Минюст РФ обнародовал проект федерального закона Российской Федерации "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной службе Российского казачества"". В документе говорится, что в настоящее время вне зависимости от вида, численности членов и территориальной сферы деятельности казачьих обществ принятие решений о госрегистрации казачьих обществ осуществляется территориальными органами Минюста России, тогда как внесение сведений в государственный реестр казачьих обществ в РФ отнесено к компетенции Минюста России (центральный аппарат). Указанный порядок не учитывает характер деятельности войсковых казачьих обществ и крупных окружных, а также способствует возникновению трудностей для хуторских, станичных, городских казачьих обществ при их внесении в госреестр. Представляется, что внесение в госреестр казачьих обществ в РФ войсковых и окружных казачьих обществ, действующих на территории двух и более субъектов РФ, должно осуществляться непосредственно Минюстом России, а иных казачьих обществ — его территориальными органами. Реализация указанного предложения позволит улучшить положение казачьих обществ, поскольку и госрегистрация и внесение сведений о конкретном казачьем обществе в госреестр будут осуществляться одним органом — территориальным органом Минюста России по месту нахождения казачьего общества. При этом порядок госрегистрации и внесения в госреестр казачьих обществ в РФ сведений о войсковых казачьих обществах и окружных казачьих обществ, действующих на территории двух и более субъектов РФ, законопроектом не изменяется.