ПРАВО.ru
Новости
29 ноября 2010, 15:40

Генпрокуратуру просят разобраться со счетчиками жильцов

Генпрокуратуру просят разобраться со счетчиками жильцов
Москвичи, обращающиеся в ОЗПП с жалобами, не помнят, чтобы кто-то вытирал с их счетчиков пыль

Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) обратилось в Генпрокуратуру и ФАС с требованием разобраться в законности платежей за техническое обслуживание счетчиков воды, сообщила сегодня пресс-служба ОЗПП.

"Регулярно в ОЗПП обращаются москвичи с жалобой на необходимость оплачивать навязанную и фактически не оказываемую услугу, которая в платежном документе обозначена как ТО КПУ (технического обслуживания квартирных приборов учета воды). Данная услуга обходится потребителям в сумму от 480 до 700 рублей в год. Всего на подобного рода поборы жители Москвы тратят около одного миллиарда рублей в год", — говорится в сообщении.

Также в ОЗПП опасаются, что в связи с повсеместной установкой счетчиков воды в Москве, до конца 2012 года "указанная сумма незаконного побора может возрасти в несколько раз".

По информации ОЗПП, от москвичей управляющие компании требуют заключения договора на обслуживание счетчиков при их установке или замене, в противном случае отказываются вводить счетчики в эксплуатацию, или просто включают оплату ТО КПУ в единый платежный документ (ЕПД) без договора. Навязывание услуги происходит также через включение условий о ТО КПУ в обязательный для каждого собственника договор управления многоквартирным домом и договоры на водоснабжение.

"Указанные действия управляющих компаний входят в противоречие со ст. 16 закона "О защите прав потребителей", согласно которой запрещено обусловливать приобретение одних услуг обязательным приобретением иных услуг. Заключение договора на обслуживание счетчиков (ТО КПУ) не является обязательным согласно требованиям ГК РФ и Жилищного кодекса РФ (п. 4, 7 ст. 155, ст. 162 ЖК РФ), — поясняют в ОЗПП. — Это связано с тем, что обязательные для собственников и нанимателей договоры управления распространяются только на определенный перечень услуг: коммунальные услуги или услуги по содержанию и ремонту общедомового имущества. Однако услуга ТО КПУ не относится к коммунальным услугам или услугам по содержанию и ремонту общедомового имущества. Закрытый перечень таких услуг приведен в ст. 154 ЖК РФ".

В сообщении ОЗПП подчеркивается, что в перечень  по обслуживанию счетчиков входят, например, такие: визуальный осмотр прибора; проверка наличия и целостности пломб; протирка приборов от пыли; контрольное снятие и запись показаний и проч. При этом ремонт счетчика в обслуживание не входит, а значит при необходимости он будет произведен за отдельную плату.

"Получается, — делают вывод специалисты ОЗПП, — что потребители оплачивают услуги организации, которая их же и контролирует. Все равно, если "Мосэнергосбыт" начнет брать деньги за визуальный осмотр электросчетчиков, проверку наличия и целостности пломб, контрольное снятие и запись показаний".

Взимать деньги с потребителей управляющим компаниям позволяет Постановление Правительства Москвы от 10 февраля 2004 г. № 77-ПП "О мерах по улучшению системы учета водопотребления и совершенствованию расчетов за холодную, горячую воду и тепловую энергию в жилых зданиях и объектах социальной сферы города Москвы" и регламент технического обслуживания от 26.09.09. В частности, Постановление предоставляет управляющим организациям исключительное право проводить на территории Москвы операции по техническому обслуживанию. Таким образом, акт Мэрии Москвы произвел раздел рынка волевым административным решением, что запрещено антимонопольным законодательством.

Правительство Москвы предписало потребителю исполнителя работ, состав работ и порядок их оплаты, санкции за отказ от договора. То есть урегулировало те вопросы, решение которых составляет исключительное право потребителя в силу принципа свободы договора (ч.1 ст. 421 ГК РФ) и не допускает административного вмешательства.

Кроме того, потребители большей частью и не подозревают о нарушении своих прав со стороны управляющих компаний. Информация об отсутствии у москвичей обязанности заключать договор ТО КПУ с управляющей организацией не доводится до потребителей. Такая информация не размещалась на стендах в здании ЕИРЦ и не включалась в информационные блоки ЕДП. Между тем, согласно ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" исполнитель обязан предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их выбора.

Таким образом, по мнению ОЗПП обслуживание счетчиков воды представляет собой "регулярное выкачивание из населения денег за услуги, не имеющие никакой потребительской ценности, более того — фактически не предоставляющиеся".