Минэкономразвития РФ сегодня представило разработанный во исполнение поручений правительства проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Этот документ направлен на создание механизма досудебного (внесудебного) обжалования, позволяющего обеспечить соблюдение прав или законных интересов граждан и организаций при предоставлении государственных и муниципальных услуг, в том числе путем установления ответственности должностных лиц федеральных органов исполнительной власти за несоблюдение требований законодательства.
Как говорится в пояснительной записке к проекту, в настоящее время Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 59-ФЗ) установлен порядок обращения граждан в органы государственной власти, органы местного самоуправления. Согласно Федеральному закону № 59-ФЗ, жалобы граждан, которые по своей природе требуют оперативного принятия решений и восстановления нарушенных прав и законных интересов, рассматриваются в общем порядке, наравне с иными обращениями. Тем самым обжалование чаще всего не помогает получению своевременной и качественной государственной или муниципальной услуги. Как правило, жалобы переадресовываются в соответствующие органы власти и поступают на рассмотрение должностным лицам, которые фактически не несут никакой ответственности за формальный ответ или игнорирование жалобы.
Следует отметить, что Федеральный закон № 59-ФЗ не регулирует вопросы обращений в органы государственной власти и органы местного самоуправления юридических лиц.
Альтернативой обращения в соответствии с Федеральным законом № 59-ФЗ является подача иска в суд. Однако существующие возможности судебного урегулирования соответствующих вопросов весьма затратны для граждан и организаций во временном, финансовом и организационном отношении, при этом вопрос, по которому принимается судебное решение, к моменту исполнения часто теряет актуальность для заявителя, отмечают авторы законопроекта.
Вместе с тем, право заявителей на досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб (претензий) в процессе получения государственных (муниципальных) услуг закреплено в пункте 4 статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее – Федеральный закон № 210-ФЗ).
Однако Федеральный закон № 210-ФЗ не устанавливает процедуру рассмотрения жалоб (претензий), а также административную ответственность должностных лиц федеральных органов исполнительной власти за нарушение прав граждан и организаций при предоставлении государственных услуг.
Таким образом, в целях создания и развития действенного механизма досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) органов государственной власти и органов местного самоуправления и их должностных лиц законопроектом предусматривается внесение изменений:
в Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в части закрепления общих требований к порядку подачи и рассмотрения жалобы (претензии);
в часть 5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности должностных лиц федеральных органов исполнительной власти за нарушение установленных стандартов и порядка предоставления государственных услуг.
Законопроектом предлагается закрепить особый статус жалоб на решения и действия (бездействия) органов государственной власти и органов местного самоуправления и их должностных лиц при предоставлении государственных и муниципальных услуг – претензий, а также порядок их рассмотрения и принятия по ним решений по сравнению с другими обращениями граждан и организаций. Это позволит обеспечивать соблюдение установленных стандартов предоставления государственных и муниципальных услуг.
Так, законопроектом предлагается закрепить возможность оперативной подачи жалоб (претензий) гражданами и организациями в письменной (бумажной или электронной) форме в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг, а также с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, официального сайта федерального органа исполнительной власти, предоставляющего государственную услугу, Единого портала государственных и муниципальных услуг либо при личном приеме заявителя.
Жалоба (претензия) также может быть подана по единому телефону доверия для приема от граждан информации о неправомерных действиях органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и их должностных лиц в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок функционирования в Российской Федерации единого телефона доверия, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В случае нарушения должностным лицом стандартов или порядка предоставления государственной услуги заявитель сможет обратиться к вышестоящему должностному лицу соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченному на рассмотрение жалоб (претензий).
Срок рассмотрения жалобы (претензии) законопроектом предлагается установить до 15 календарных дней с момента ее регистрации, а в случае обжалования отказа уполномоченного должностного лица в принятии документов у заявителя – в течение одного календарного дня.
По результатам рассмотрения жалоба (претензия) может быть удовлетворена либо в удовлетворении жалобы (претензии) может быть отказано.
Законопроектом вводится ответственность должностных лиц федеральных органов исполнительной власти за нарушение установленных стандартов и порядка предоставления государственных услуг, а также ответственность за неправомерный отказ в удовлетворении жалобы (претензии).
Для этого Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предлагается дополнить следующими составами административных правонарушений:
грубое нарушение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, предоставляющих государственные услуги, сроков предоставления государственных услуг, предусмотренных административными регламентами, а в случае отсутствия соответствующих административных регламентов – иными нормативными правовыми актами;
затребование должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, предоставляющих государственные услуги, документов, информации, платы, не предусмотренных административными регламентами, а в случае отсутствия соответствующих административных регламентов – иными нормативными правовыми актами;
отказ уполномоченного должностного лица федерального органа исполнительной власти, предоставляющего государственные услуги, в принятии документов у заявителя;
грубое нарушение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти иных требований предоставления государственных услуг, предусмотренных административными регламентами, а в случае отсутствия соответствующих административных регламентов – иными нормативными правовыми актами;
несоблюдение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, наделенными полномочиями по рассмотрению жалоб (претензий), порядка рассмотрения жалобы (претензии), выразившееся в отказе ее регистрации, нарушении сроков ее рассмотрения и принятия по ней решения, а также неинформирование органов прокуратуры о результатах рассмотрения жалобы (претензии);
неправомерный отказ должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, наделенными полномочиями по рассмотрению жалобы (претензии), в удовлетворении жалобы (претензии).
С текстом законопроекта можно ознакомиться в СПС "Право.ру" здесь.