Присяжные, рассматривающие дело об убийстве журналистки Анны Политковской, направили судье коллективное заявление с просьбой о допуске пишущих журналистов в зал заседаний. Под заявлением подписались 19 из 20 присяжных.
Адвокат семьи убитой журналистки Анны Политковской Карина Москаленко заявила в интервью корреспонденту "Право.Ru" Анне Карпюк, что такое обращение присяжных является беспрецедентным: "эта коллегия присяжных совершила поразительную вещь — 19 членов из 20 подписали заявление. Такая коллегия может быть гарантией совершенно независимого и беспристрастного решения, какое только и мыслимо по делу об убийстве Ани Политковской. Мне кажется, что сама память ее требует, чтобы процесс был открытым".
Накануне выяснилось, что никто из присяжных не жаловался на угрозы и не требовал удалить из зала прессу. С заявлением об этом выступил присяжный Евгений Колесов. По его словам, к присяжным несколько раз подходила секретарь суда с предложением подписать заявление, что присяжные возражают против присутствия в зале журналистов по соображениям безопасности, но присяжные отказались подписать такое заявление. С точки зрения присяжных, было бы целесообразно ограничить лишь использование в зале суда фото- и видеотехники, так как вспышки могли помешать им сосредоточиться.
С заявлениями об открытии процесса собираются выступить и защитники. В поддержку гласности в судебном заседании выступили члены общественной палаты РФ, правозащитные и общественные организации.
В среду, 19 ноября текущего года, судья Московского окружного военного суда Евгений Зубов заявил, что закрывает слушания для журналистов и публики, так как присяжные опасаются слишком большого количества теле- и фотокамер в зале. Под этим предлогом Зубов удалил из зала не только снимающих журналистов, но и пишущих, а заодно и родственников подсудимых. При этом, как утверждают участники заседания, судья нарушил требования УПК: во-первых, основанием для закрытия процесса в данном случае могла быть только безопасность присяжных, а во-вторых, ходатайство о закрытии процесса должно было быть вынесено на обсуждение сторон, чего фактически не произошло.
Коллективное заявление присяжных о допуске в зал заседаний пишущих журналистов, а также заявление Евгения Колесова о выходе из процесса будут рассмотрены 1 декабря, когда возобновятся слушания по делу об убийстве Анны Политковской, прерванные под довольно странным предлогом, что адвокаты двоих подсудимых одновременно участвуют делу об бийстве в кондопожском кафе "Чайка", должны присутствовать на заседаниях в Петрозаводске и потому просят перенести процесс на декабрь.
Участники процесса сходятся во мнении, что Московский окружной военный суд оказался просто не готов к слушанию столь громкого дела.