ПРАВО.ru
Новости
15 марта 2011, 20:10

Отстаивать свои интересы потребители стали чаще. Но число обращений в суд не выросло

Отстаивать свои интересы потребители стали чаще. Но число обращений в суд не выросло

74% россиян приходилось когда-либо отстаивать свои потребительские права, 5% из них делали это в суде, — выяснил Исследовательский центр рекрутингового портала Superjob.ru, опросив 10 марта с.г. 3000 экономически активных жителей (старше 18 лет)  во всех федеральных округах Российской федерации. В 2007 году наших соотечественников, вступавших в борьбу за права потребителя, было меньше — 68%. Что касается тех жителей России, кто обращался по этому поводу в судебные инстанции, то по сравнению с 2007 годом их число не выросло. 

Чаще всего россиянам приходится сталкиваться с ненадлежащим качеством товаров и услуг (53%). На завышенные цены жалуется 44% опрошенных, некомпетентность и невнимание со стороны обслуживающего персонала не устраивает 38% респондентов. С отказом в обмене и возврате товара или неполной или искаженной информацией о товарах и услугах приходилось иметь дело 33 и 34% наших соотечественников соответственно. 18% респондентов недовольны несоблюдением сроков оказания услуг, 5% — скудным ассортиментом.

Содержание закона "О защите прав потребителей" хорошо знают 15% респондентов, еще 52% частично знакомо с его содержанием. При этом россияне не только знают свои права, но и умеют их отстаивать: 69% опрошенных разбирались с неприятной ситуацией с продавцом или представителем организации, оказавшей услуги, а 5% россиян и вовсе обязали нарушителей прав потребителя отвечать перед судом. 

В суд за справедливостью чаще идут мужчины, чем женщины (7% против 4%), респонденты старше 45 лет (8%) и опрошенные с доходом свыше 45 тысяч рублей в месяц (9%).

 26% российских потребителей никогда не отстаивали свои потребительские права, считая это пустой тратой времени и здоровья. В 2007 году таких "пессимистов" было больше — 32%.

Отмечается, что по сравнению с 2008 годом число россиян, столкнувшихся с нарушением прав потребителей, сократилось. Так, на скудный ассортимент сегодня жалуется вдвое меньше опрошенных (5% против 10% в 2008). Реже респонденты предъявляют претензии и к некомпетентности и отсутствию должного внимания со стороны продавцов (38% и 54% соответственно). Те же россияне, которые были ущемлены в своих потребительских правах, сегодня чаще отстаивают свои интересы (69% в 2011 против 63% в 2007 году).