Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа неверно истолковал постановление Президиума ВАС как вновь открывшееся обстоятельство. Постановление не содержало прямого указания на то, что отраженная в нем позиция может иметь обратную силу в делах со схожими фактическими обстоятельствами. К таком выводу пришел Президиум, рассматривая спор Минфина и "Томскнефти".
В середине девяностых деньги от экспортной реализации нефтепродуктов направлялись министерством в централизованный валютный фонд, откуда они выделялись под освоение и благоустройство нефтяных месторождений Западной Сибири. По представлению Минтопэнерго России "Томскнефть" в 1994 году получила кредит на 3,2 млн долларов на обустройство Лугинецкого месторождения. Взамен государство рассчитывало получить акции нефтедобывающего предприятия, что соответствовало бы действовавшему тогда указу Президента от 1994 года "О частных инвестициях в Российской Федерации". Однако этого не произошло, и Минфин обратился в суд с иском на 6,9 млн долларов.
На этом этапе дело трижды рассматривалось судами, и трижды требования Минфина удовлетворялись. Они ссылались на отсутствие оснований для необоснованного обогащения, которое обнаружили в действиях "Томскнефти".
"Томскнефть" пыталась опротестовать эти судебные акты в Президиуме ВАС – якобы, иск министерства не мог иметь силы, т. к. его давность была исчерпана. Однако при передаче дела в надзорную инстанцию судьями ВАС было отказано. Они указали на п. 4 ст. 93.4 Бюджетного кодекса РФ, которая гласит, что "исковая давность, установленная гражданским законодательством Российской Федерации, не распространяется на требования, возникшие в связи с предоставлением на возвратной и (или) возмездной основе бюджетных денежных средств". Тройка судей тогда указала, что "иное толкование заявителем положений об исковой давности, а также бюджетного законодательства, не свидетельствует о неправильном применении судами норм права", а также что "другие доводы ответчика, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами нижестоящих инстанций, что недопустимо при рассмотрении дела в суде надзорной инстанции". Так дело снова перешло в первую инстанцию, отправившись на повторный круг рассмотрения.
Вопрос о предоставлении "Томскнефти" рассрочки также являлся объектом рассмотрения арбитражных судов. Будучи градообразующим предприятием, "Томскнефть" заявила, что единовременная выплата почти 7 млн долларов повлечет повышение социального напряжения в г. Стрежевом. Сначала Арбитражный суд Томской области признал обоснованность этой просьбы и разрешил "Томскнефти" выплачивать долг по частям, однако апелляция и кассация это решение отменили. Деньги были взысканы со счетов предприятия единовременно.
Однако "Томскнефть" обратилась к возможности пересмотра своего дела по вновь открывшимся обстоятельствам, ссылаясь на постановление Пленума ВАС РФ от 12.03.2007 № 17. Таким обстоятельством "Томскнефть" посчитала постановление Президиума ВАС № 3578/09 от 27.10.2009 г., гласящее, что "положение о нераспространении исковой давности на требования РФ не может быть применено к требованиям, по которым сроки исковой давности истекли до вступления в силу этого положения".
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа удовлетворил требования "Томскнефти".
Минфин обратился с надзорной жалобой в Высший Арбитражный Суд, указав, что формирование ВАС правовой позиции не является основанием пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам, т.к. у "Томснефти" истек срок на оспаривание судебных актов в порядке надзора. К тому же, пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам на основании изменившейся правовой позиции ВАС возможен только в том случае, если Пленум или Президиум в своем решении прямо укажут на то, что новая позиция может иметь обратную силу в делах со схожими фактическими обстоятельствами. Такого указания в постановлении № 3578/09 от 27.10.2009г., на которое ссылалась "Томскнефть", не было.
Президиум ВАС согласился с доводами Минфина и отменил постановление ФАС ЗСО.
Мария Кунле, Наталья Шиняева