Федеральная нотариальная палаты возражает против намерения Минюста ввести в новый закон "О нотариате и нотариальной деятельности" нормы административного регулирования. Об этом в интервью "Известиям" заявила президент ФНП Мария Сазонова.
По словам Сазоновой, "сейчас в Министерстве юстиции лежат два проекта. В одном — наши наработки, во втором — Минюста. Министерство, естественно, хочет ввести некоторые нормы административного регулирования. Мы возражаем. Сейчас готовится сводная таблица, в которой будут отражены эти разногласия. Потом мы опять соберемся рабочей группой и будем двигаться вперед".
Говоря о расхождениях с Минюстом, Сазонова отметила, что за некоторыми исключениями, взаимопонимание есть во всем. В числе разных мнений с Минюстом она назвала проблему прозрачности доступа в нотариальную сферу.
"Как сделать так, чтобы механизм назначения нотариуса на должность был прозрачен? У Минюста была идея: проводить двухуровневый конкурс. Сначала в субъектах Федерации, а там, где появляются пять, шесть, семь равнозначных кандидатур, переводить конкурс на федеральный уровень. Мы против. Потому что сразу возникает множество вопросов. Во-первых, если претендент будет, скажем, несколько раз проходить конкурс, а ему надо ехать в Москву из Красноярска, кто ему будет оплачивать дорогу? Во-вторых, если сейчас спорные моменты, связанные с проведением конкурса, могут быть обжалованы в Министерстве юстиции, то в случае введения двухуровневой системы мы эту апелляционную инстанцию потеряем. Поэтому Федеральная нотариальная палата выступает за сохранение прежнего порядка, но с привлечением в качестве членов конкурсных комиссий представителей судейского корпуса, ученых и даже представителей средств массовой информации. Пусть хоть кино про это снимают", — говорит президент ФПА.
Она также обратила внимание на то, что сегодня органы государственной власти лишены права обращения в суд с заявлением о прекращении полномочий нотариуса. Такое право по действующему закону есть только у нотариальных палат. Этот порядок, конечно, требует корректировки, и в проекте закона право обращения в суд предоставляется и территориальным органам Министерства юстиции.
"Более того, органам юстиции предоставляется право приостанавливать профессиональную деятельность нотариуса в случае явно выраженных преступных проявлений. Но Минюст предлагает в определенных случаях отлучать нотариуса от должности административным способом. Мы считаем, что подобное решение должен все-таки принимать суд", — отмечает Сазонова.
Отвечая на вопрос о возможности "разделения, условно говоря, на нотариат для бедных и нотариат для богатых, т.е. одновременной работы обычных контор, где люди приходят, сидят в очередях, ставят штампик и платят не очень много денег, и VIP-нотариат, когда все делается очень быстро и дорого", глава ФНП сообщила, что "эту идею высказывал министр юстиции России". По ее словам, "она, правда, несколько иначе звучала. Предлагалось деление на три уровня. Первый — это совершение простейших видов нотариальных действий — копий, простых доверенностей, свидетельствование подлинности подписи и так далее. Второй уровень — наследственные дела. А третий — обслуживание крупного бизнеса. Мы считаем, что в такой концепции есть ряд негативных моментов. Станет невозможным осуществление эффективного контроля за деятельностью первой категории лиц, работающих с простейшими действиями. Произойдет разрушение саморегулируемого нотариального сообщества. Ухудшатся условия для приема граждан. Ведь простейшие виды нотариальных действий очень дешевы. Появятся подобия ларьков, киосков, где будут делать все, что вы просите", — говорит Сазонова.
Кроме того, подчеркивает она, надо учитывать психологию людей. В перспективе каждый будет себя мнить нотариусом большой солидной конторы. Для этого надо копить деньги. И тогда появится коррупция, мздоимство. В общем, все это не так просто. И такой подход не соответствует устоявшимся традициям Международного союза нотариата, в состав которого входит более 80 государств, в том числе и Россия.
По словам Сазоновой, ФНП настаивает на сохранении квот на количество нотариусов. "Нам часто говорят: давайте сделаем как у адвокатов. Получил лицензию — и работай где хочешь. Но в этом случае мы не сможем обеспечить квалифицированную юридическую помощь населению в труднодоступных районах. Зачем человеку там сидеть, когда можно поехать в Москву или Питер. Будет нарушено равенство в получении такой помощи городским и сельским населением. Кроме того, ряд нотариальных действий — например, наследственные процедуры, принятие мер к охране наследст-венного имущества — должен совершаться в силу территориального принципа", — считает президент ФНП.
Напомним, что на сегодняшний день в России 7710 нотариусов. Из них 39 должностей государственных (фактически работают только 26). В нотариальных конторах в качестве вспомогательного аппарата работают 15 273 сотрудника. Из них 2957 помощников, имеющих лицензии на право нотариальной деятельности. В нотариальных палатах — федеральной и субъектов Федерации — работают 1188 человек.