Эксперты в основном поддерживают разрабатываемый Минэкономразвития законопроект о введении в РФ института юридических лиц публичного права (ЮЛПП). Об этом было заявлено в ходе круглого стола на тему "Корпоративное право и проблемы правового статуса юридических лиц", состоявшегося в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ (ИЗиСП), пишет "Независимая газета". Вместе с тем, был высказан и ряд серьезных замечаний.
Еще в середине марта 2009 года президентский совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства предложил Дмитрию Медведеву лишить госкорпорации специального статуса и особых привилегий, которыми они обладают в настоящее время. В документе, озаглавленном "Концепция развития законодательства о юридических лицах", по сути, предлагалось упразднить госкорпорации как организационно-правовую форму юридических лиц. Проект был подготовлен по поручению Дмитрия Медведева. Как следствие, согласно проекту закона Минэкономразвития, который намечено внести в Госдуму в конце текущего года, к концу 2012 года в ЮЛПП должны быть преобразованы госкорпорации "Агентство по страхованию вкладов" (АСВ) и Внешэкономбанк (ВЭБ). Другие же госкорпорации, которые работают в конкурентной среде, согласно поручению главы государства должны быть преобразованы в другие организационно-правовые формы или же ликвидированы. Так, в марте госкорпорация "Роснано" была преобразована в ОАО с тем же названием; "Фонд содействия реформированию ЖКХ" прекратит существование 1 января 2013 года, "Олимпстрой" – в 2014 году.
Между тем, некоторые специалисты в области гражданского права считают, что концепция ЮЛПП не вписывается в гражданское законодательство России. В свою очередь, сторонники ЮЛПП полагают, что пересмотра требует и сама система деления юридических лиц. По их мнению, главным критерием при этом должно выступать не существующее деление на коммерческие и некоммерческие организации (к последним относятся и госкорпорации), а деление юридических лиц на юридические лица публичного права и права частного. Этот способ широко применяется за рубежом. Иными словами, такие юридические лица изначально принадлежат публичному праву, а потому и не должны подчиняться гражданско-правовым канонам. Среди других потенциальных ЮЛПП – Центральный банк, Российская академия наук и Пенсионный фонд.
Как отмечает завкафедрой гражданского и семейного права МГЮА Виктор Мозолин, "говорить о юридических лицах только с позиций гражданского права уже нельзя". Эту точку зрения разделил и завкафедрой предпринимательского права МГУ Евгений Губин, по мнению которого ЮЛПП не является конструкцией гражданского права, так как публично-правовой элемент в нем является основным.
По мнению заместителя директора ИЗиСП Владимира Лафитского, предлагаемое рядом цивилистов закрытие перечня некоммерческих юридических лиц и исключение из него госкорпораций носит искусственный, догматический характер и не учитывает существующих реалий. Учреждение в России института ЮЛПП с жесткими формами контроля необходимо именно с целью противодействия расхищению публичного имущества.
В свою очередь, глава Центра экономико-правовых проблем государственного и муниципального управления ИЗиСП Николай Казанцев настаивает на том, что при введении института ЮЛПП должна быть четко прописана ответственность их должностных лиц. По словам эксперта, "в России до сих пор не действует принцип презумпции виновности публичных служащих, который есть во всех развитых правопорядках". Казанцев подчеркнул, что эффективность ЮЛПП давно доказана за рубежом, например, в США их более 35 тысяч.