ПРАВО.ru
Новости
28 января 2011, 11:14

Власти хотят присвоить госкорпорациям уникальный статус - законопроект

Власти хотят присвоить госкорпорациям уникальный статус - законопроект
Фото Право.Ru

Часть госкорпораций правительство планирует до 2015 года ликвидировать, а часть преобразовать. Особый статус должны получить Агентство по страхованию вкладов и Внешэкономбанк — их предполагается сделать юридическими лицами публичного права, для которых Минэкономики готовит специальный закон. Такая форма юридического лица не предусмотрена ни действующим Гражданским кодексом, ни проектом его изменений, уже представленным президенту. 

Как сообщало "Право.Ru", еще в середине марта 2009 года президентский совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства предложил главе государства лишить государственные корпорации специального статуса и особых привилегий, которыми они обладают в настоящее время. В документе, озаглавленном "Концепция развития законодательства о юридических лицах", по сути, предлагается упразднить госкорпорации как организационно-правовую форму юридических лиц. Проект был подготовлен по поручению Дмитрия Медведева. В период с 2003 по 2008 годы в России было создано семь государственных корпораций — Агентство по страхованию вкладов, Внешэкономбанк, Фонд содействия реформированию ЖКХ, Роснано, Росатом, Ростехнологии и Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (Олимпстрой). 17 июля 2009 года Медведев подписал закон о создании восьмой госкорпорации — компании "Российские автомобильные дороги" ("Автодор"). 

 Глава Правительства РФ Владимир Путин еще 29 декабря 2010 года утвердил "План-график мероприятий по преобразованию и ликвидации государственных корпораций и государственной компании „Автодор“". Госкорпорации (всего их семь) были созданы после 2000 года на основании специальных законов, которые в каждом конкретном случае предоставляют этим организациям особые полномочия и особые условия работы. Все они считаются некоммерческими организациями и получают в свою собственность госимущество, освобожденное от налога на прибыль. Упразднить госкорпорации как форму юридических лиц предложил президентский совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства еще весной 2009 года. Идея содержалась в проекте "Концепции развития законодательства о юридических лицах", подготовленной по поручению президента Дмитрия Медведева и впоследствии им одобренной. Как подчеркивали разработчики концепции, в ряде случаев госкорпорации "создаются преимущественно или даже исключительно для осуществления предпринимательской деятельности". В связи с этим предлагалось постепенное преобразование госкорпораций в коммерческие организации.

Это вызвало серьезные возражения как у самих госкорпораций, так и у ряда ученых. Гендиректор Агентства по страхованию вкладов (АСВ) Александр Турбанов в своих публичных выступлениях доказывал, что коммерческие организации не в состоянии решать задачи по стабилизации банковской системы и сами подвержены кризисам. АСВ же, по словам господина Турбанова, имеет определенные властные полномочия, а функции агентства "являются продолжением функций органов государственной власти, в частности Банка России". Появилась идея сделать такие организации юридическими лицами публичного права, приняв соответствующее законодательство.В правительственном "Плане-графике" подготовка законопроекта о юридических лицах публичного права стоит первым пунктом. Исполнителями названы Минэкономики и Минюст РФ. По плану проект должен быть внесен в Правительство в третьем квартале, в Госдуму — в четвертом квартале нынешнего года. А к концу 2012 года юридическими лицами публичного права должны стать АСВ и Внешэкономбанк (ВЭБ). Госкомпания "Автодор", согласно плану, должна в 2013 году стать акционерным обществом, форма реорганизации госкорпораций "Ростехнологии" и "Росатом" пока не определена, "Олимпстрой" после завершения Олимпиады 2014 года предполагается ликвидировать, а вопрос о ликвидации Фонда содействия реформированию ЖКХ пока остался открытым.

Заместитель директора департамента корпоративного управления Минэкономики Дмитрий Скрипичников вчера подтвердил", что министерство уже получило поручение правительства на подготовку законопроекта о юридических лицах публичного права и работает. А 21 января в Санкт-Петербурге состоялось научное обсуждение этой формы юридических лиц, проведенное Лабораторией конституционной экономики госуниверситета "Высшая школа экономики". К заседанию был приурочен выход тематического сборника статей "Очерки конституционной экономики" под редакцией судьи Конституционного суда РФ Гадиса Гаджиева. По мнению участников дискуссии, такие организации, как Центробанк, АСВ, ВЭБ, "Олимпстрой", а также Российская академия наук (РАН), не вписываются в формы юридических лиц, предусмотренные гражданским законодательством,— для них нужна специальная форма, учитывающая наличие властных полномочий. Понятия юридических лиц публичного права сейчас нет ни в действующем Гражданском кодексе, ни в проекте его изменений.

Проект был подготовлен на основе концепции, одобренной Президентом Дмитрием Медведевым, и представлен ему 30 декабря прошлого года. Руководитель рабочей группы по законодательству о юридических лицах, заместитель председателя президентского совета по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства Евгений Суханов не стал комментировать правительственный план-график, сообщив, что с этим документом незнаком. А в отношении юридических лиц публичного права Евгений Суханов сообщил, что сама идея давно обсуждается, но вызывает большие сомнения в своей целесообразности: "В странах Западной Европы, где такие юридические лица есть, какой-либо единый их стандарт отсутствует. В основе понятия юридического лица лежит его наделение собственным имуществом, которым оно отвечает перед кредиторами. С этой точки зрения термин „юридическое лицо публичного права“ сути отношений не меняет".

Директор Института государства и права РАН Андрей Лисицын-Светланов считает, что если есть необходимость появления юридических лиц публичного права, то необходимо вначале внести это понятие и соответствующие правила в Гражданский кодекс. "Впоследствии для более развернутого регулирования можно будет принять еще и отдельный закон. Такова структура российского законодательства, а в законотворчестве должны быть системность и порядок",— говорит эксперт.