Председатель Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам Анатолий Лысков предложил создать в стране новый правовой институт независимого прокурора или коллегию уполномоченных прокуроров. Такой орган позволит объективно расследовать дела в отношении высших должностных лиц государственной власти, утверждает заслуженный юрист РФ.
Этот институт "позволит главе государства устранять причины межведомственных противоречий, призывать к ответу любого, кто противопоставляет интересам государства личные или ведомственные амбиции", — утверждает Лысков в статье, опубликованной сегодня в "Российской газете".
Как отмечает Лысков, выступить с этой статьей его заставило недавнее заявление генпрокурора Юрия Чайки о том, что в отношениях между Генеральной прокуратурой и новым Следственным комитетом РФ имеются "шероховатости" и "отсутствует баланс полномочий" ("Право.Ru" подробно писало о конфликте СКР и Генпрокуратуры из-за "игорного" скандала в Подмосковье. Об этом вы можете прочитать здесь и здесь).
Лысков соглашается с Чайкой, что эти "шероховатости" возникают по вине законодателей. При этом он отмечает, что "в течение пяти лет существовала ничем не оправданная монополия прокурора давать согласие на возбуждение уголовного дела следователю и дознавателю". Этот институт, по мнению сенатора, "нанес непоправимый вред организации следственной работы". Кроме того, он "стал препятствием в обучении следователей тому, как расследовать преступления „по горячим следам“. Законодатели, отмечает сенатор, всячески старались „искоренить“ этот институт, встречая „жесточайшее сопротивление“, и в конце концов он „приказал долго жить“. „Однако возникла другая крайность: прокурор теперь вообще лишен права возбуждать уголовные дела, даже если он выявил состав преступлений“, — отмечает Лысков. При этом право прокурора (который в суде поддерживает гособвинение) отменять постановление о возбуждении уголовного дела Лысков называет „российским ноу-хау“. Автор отмечает, что по общеевропейским стандартам именно прокуроры возбуждают уголовное преследование лиц, совершивших преступления.
Чтобы разрешить эту ситуацию и не впадать из одной крайности в другую, Лысков предлагает создать в России институт независимого прокурора (коллегии уполномоченных прокуроров), кто по заданию Президента страны или Федерального Собрания мог бы осуществить проверку и дать правовую оценку действиям высших должностных лиц, включая Генпрокурора и главу Следственного комитета.
Необходимость такого шага председатель комитета СФ объясняет следующим образом: „Полномочия прокуратуры значительно шире полномочий следственных органов. Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за законностью во всех сферах применения законов. К тому же Генпрокуратура ответственна по закону и согласно поручениям президента за координацию борьбы с преступностью“. По мнению Лыскова, в этом смысле деятельность следственных органов — лишь небольшой сектор поднадзорных прокурору сфер.
"В результате принятых в последние три года изменений законодательства привычный российскому человеку статус прокурора, к которому он вынужден был обращаться со всеми бедами в случае нарушения его прав, существенно "скорректирован". В итоге баланса полномочий прокурора и следователя в сфере предварительного следствия нет", — отмечает Лысков. Он подчеркивает, что с заявлениями о возбуждении уголовного дела потерпевший от преступного посягательства теперь должен обращаться не к прокурору, а в органы нового Следственного комитета и в следственные органы других ведомств — МВД, ФСБ, наркоконтроля. "На мой взгляд, это — несуразица, которая с учетом приобретенного практического опыта со временем будет изменена", — подчеркнул сенатор.
Именно для того, чтобы "уравновесить" взаимодействие между Следственным комитетом и Генпрокуратурой и предлагает Лысков создать новый независимый орган. При этом он подробно описывает, как должен формироваться его состав.
"Институт независимого прокурора (коллегия уполномоченных прокуроров) мог бы состоять из 17 членов, назначаемых на 8 лет и имеющих статус заместителей Генерального прокурора, — пишет Лысков. — Независимые прокуроры должны назначаться на должность и освобождаться Советом Федерации как органом, ответственным за формирование института Генерального прокурора". Член Совета Федерации также предлагает, чтобы по 5 кандидатур могли бы представлять Президент, Совет Федерации и Госдума, еще 2 - уполномоченный по правам человека в РФ.
"Предлагаемый проект Федерального закона о независимом прокуроре позволит обеспечить конституционный принцип равенства граждан перед законом независимо от занимаемого положения в обществе и государстве", — утверждает автор. При этом Лысков подчеркивает, что Президент "не должен заниматься примирением лидеров важнейших правоохранительных структур, что называется, в ручном режиме".