ПРАВО.ru
Новости
3 июня 2011, 20:07

"Ему никто и никогда не мог вверить нефть" - Лебедев дал показания по делу Вальдес-Гарсии

"Ему никто и никогда не мог вверить нефть" - Лебедев дал показания по делу Вальдес-Гарсии
Платон Лебедев заявил в суде, что руководитель компании "Фаргойл" Антонио Вальдес-Гарсия не мог самостоятельно распоряжаться нефтью Фото с сайта www.khodorkovsky.ru

В пятницу в Басманном суде Москвы давал свои показания экс-глава МФО "Менатеп" Платон Лебедев, проходящий в качестве свидетеля по уголовному делу в отношении Антонио Вальдес-Гарсии.

Вальдес-Гарсиа, являвшийся руководителем нефтетрейдера "Фаргойл", обвиняется по ч. 4 ст. 160 (незаконное присвоение денежных средств) и ч. 4 ст. 174 (легализация денежных средств). По версии следствия, с 2001-го по 2003 годы он похитил большой объем нефти у добывающих компаний "Юкоса", а затем выручку от ее реализации. Следствие считает, что Вальдес-Гарсия вместе с экс-гендиректором компании "Ратибор" Владимиром Малаховским и бывшим замдиректора дирекции внешнего долга "Юкоса" Владимиром Переверзиным в составе организованной преступной группы похитили $13 млрд, из них $8,5 млрд было легализовано. Суд, рассматривавший дело Малаховского и Переверзина, принял позицию следствия и прокуратуры, заключавшуюся в том, что "участники ОПГ" через подконтрольные "Юкосу" фирмы покупали у дочерних компаний нефть по заниженным ценам, а затем продавали ее по завышенным (в 2007 году они были осуждены на 11 и 12 лет лишения свободы).

В 2005 году, находясь заграницей, Вальдес-Гарсия обратился к российским правоохранительным органам с просьбой предоставить ему защиту в обмен на сотрудничество со следствием, однако по прибытии в Россию был арестован. В 2007 году, находясь под подпиской о невыезде, он скрылся. Басманный суд заочно выдал санкцию на его арест, а дело в отношении него было выделено в отдельное производство и приостановлено, а позднее возобновлено.

Платон Лебедев заявил в ходе пятничного заседания, что в период 2001-2003 годов он ничего не знал об Вальдес-Гарсии, "несмотря на его звучную испанскую фамилию". По его словам, он узнал о нем, лишь находясь в Чите в 2007 году, — из материалов дела и газет. Однако Лебедев уверен, что Вальдес-Гарсия не мог самостоятельно распоряжаться нефтью. "Как и любому человеку на его месте, ему никто никогда не мог вверить нефть", — заявил бывший руководитель МФО "Менатеп".

По словам Лебедева, он ничего не знает о сделках, заключенных компанией "Фаргойл" с нефтедобывающими компаниями, однако великолепно знает их результат. "Вся официальная отчетность была аудирована соответствующим образом компанией „ПрайсвотерхаусКуперс“, — заявил он. Лебедев также сказал, что ничего не знает ни о какой организованной преступной группе, в которую якобы входил Вальдес-Гарсия.

Также бывший глава МФО "Менатеп" рассказал суду, что политика ценообразования в ЮКОСе строилась на основе налогового законодательства РФ, а именно ст. 40 и  ст. 252 Налогового кодекса. Цена на нефть определялась с учетом фактических расходов нефтедобывающих компаний по формуле „себестоимость плюс прибыль“, при этом трейдеры, к которым относился и "Фаргойл", оплачивали нефть вперед. "Все договоры о покупке нефти заключались вперед, — сказал Лебедев. — Чтобы купить нефть в январе, сам договор нужно заключить в декабре и спрогнозировать цену".

Отвечая на вопрос прокурора Рауфа Джабраилова о том, могла ли нефть дочерних компаний продаваться "по цене Роттердама", Лебедев заявил, что это нонсенс. "Нефть в регионах не может продаваться по цене экспортной", — сказал он. Эта часть допроса Лебедева в суде позволила потом адвокату Константину Ривкину иронизировать: свидетельские показания Михаила Ходорковского и Платона Лебедева открыли прокурору глаза на ценообразование в нефтяной отрасли и на то, что Вальдес-Гарсия был всего лишь винтиком в огромном механизме "Юкоса". "Никакой вины на Вальдес-Гарсия, Малаховском и Переверзине нет. Надеюсь, судья прозреет и вынесет оправдательный приговор", — заявил Ривкин.