В Госдуму внесен пакет законопроектов, направленных на стимулирование создания в России венчурных фондов и привлечения частных инвестиций в инновационную и высокорисковую деятельность. Новой формой юрлица, позволяющей привлечь инвестиции в эти отрасли, должны стать хозяйственные партнерства.
Правительство РФ внесло в Госдуму проекты федеральных законов № 557159-5 "О хозяйственных партнерствах" и № 557168-5 "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О хозяйственных партнерствах".
Как отмечается в пояснительных записках к проектам, в настоящее время "в российском законодательстве отсутствуют соответствующие специфическим требованиям участников инновационной (в том числе венчурной) деятельности организационно-правовые формы юридического лица, в достаточной мере учитывающие особенности реализации венчурных (особо рисковых) бизнес-проектов, а также сложившиеся международные стандарты их осуществления".
"Наиболее распространенные формы коммерческих организаций в России — общества с ограниченной ответственностью (ООО) и акционерные общества (АО) — хотя и соответствуют в некоторой степени ряду требований, предъявляемых инновационным бизнесом, не свободны от многих недостатков, что затрудняет их использование в инновационных (в том числе венчурных) бизнес-проектах", — отмечают авторы законодательной инициативы. Один из таких недостатков — крайняя степень "зарегулированности" условий формирования (изменения) уставного капитала (в связи с отсутствием в российском акционерном законодательстве концепции "переменного капитала"). Это затрудняет возможность реализации важного для венчурных компаний постадийного финансирования. Негативную роль играет также невозможность заключения всеобъемлющих гибких соглашений между участниками (акционерами) общества, в полной мере соответствующих международной практике. К примеру, в российских условиях невозможно участие в таких соглашениях самой компании, ее будущих участников и иных лиц, а объем допустимых для включения в такое соглашение положений жестко законодательно ограничен.
Использование "традиционных" для российского рынка организационно-правовых форм АО и ООО в качестве проектных компаний существенно снижают императивные положения действующего правового регулирования о приоритете прав кредиторов над участниками организации при ликвидации и банкротстве. Они, в частности, не позволяют участникам инновационного (в том числе венчурного) бизнес-проекта обеспечить надлежащую защиту интеллектуальной собственности.
В то же время "подтянуть" имеющиеся организационно-правовые формы (то есть АО и ООО), чтобы в рамках этих форм развивать инновационную деятельности и привлечь инвестиции — фактичекси невозможно, поскольку "это потребует внесения масштабных концептуальных изменений в российское законодательство". Так, только одно признание концепции "переменного капитала" для хозяйственных обществ потребует переделки всего акционерного законодательства и законодательства об обществах с ограниченной ответственностью и всех подзаконных актов.
"Не менее проблематичной является попытка дальнейшего развития и адаптации для нужд инновационной предпринимательской деятельности институтов акционерных соглашений и договоров об осуществлении прав участников общества", — отмечают в Правительстве РФ.
"Кроме того, попытка исправления недостатков ООО и АО с целью приспособления их к потребностям инновационного сообщества может привести к дезорганизации законодательства об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, в частности, потому, что потребует замены используемых в настоящее время обязательных к исполнению законодательных норм и правил на принятые в международной практике венчурного инвестирования и предпринимательства нормы, используемые по выбору (default rules) и в соответствии с договоренностями участников проекта", — отмечается в пояснительной записке к проекту закона. При этом такие изменения затронут интересы сотен тысяч и даже миллионов предприятий, уже функционирующих в этих организационно-правовых формах (ООО, АО).
Международный опыт показывает, что для реализации инновационных бизнес-проектов чаще всего используются организационно-правовые формы юридических лиц, являющиеся по своей правовой природе "промежуточными между" корпорациями (как юридическими лицами) и партнерствами (как договорными образованиями или квазиюридическими лицами) и объединяющие в себе положительные свойства тех и других. В качестве примера приводятся LLC (Limited Liability Company) — США, LLP (Limited Liability Partnership) — Великобритания, KGaA (Kommanditgesellshaft auf Aktien) — Германия.
Законопроект предлагает внедрение в российское законодательство новой разновидности коммерческого юридического лица - хозяйственного партнерства, занимающего своего рода промежуточное положение между хозяйственным товариществом и обществом. При этом новая организационно-правовая форма в максимальной степени будет удовлетворять важнейшим требованиям, которые российские и иностранные венчурные инвесторы и предприниматели предъявляют юрлицам при реализации венчурных и инновационных бизнес-проектов.
"Такой подход одновременно с объединением положительных свойств хозяйственных обществ (в части ограничения ответственности) и хозяйственных товариществ (в части гибкости управления) позволит реализовать большинство важнейших условий, выдвигаемых участниками венчурной проектной деятельности", — отмечают авторы законодательной инициативы. Кроме того, это позволит избежать описанных выше нежелательных радикальных изменений в уже сложившемся российском законодательстве об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и товариществах на вере.
Содержание законопроекта подчинено задаче подробной регламентации различных применяемых по умолчанию гражданско-правовых аспектов создания, функционирования и прекращения хозяйственных партнерств, что позволит в короткие сроки сформировать непротиворечивую судебную практику для его использования в инновационных правоотношениях.
Хозяйственное партнерство, во-первых, даст возможность заключения гибкого всеобъемлющего соглашения, включающего в себя участников компании, а также (в случае необходимости) иных лиц, что позволяет принимать участие в управлении партнерством лицам, не являющимся его участниками. Во-вторых, позволит организовать гибкое постадийное финансирование за счет наличия складочного капитала. И в-третьих, позволит ограничить ответственности всех участников по сделкам, совершаемым компанией.
Основным принципом нового правового регулирования хозяйственного партнерства является внедрение в его конструкцию максимального количества диспозитивных возможностей для участников устанавливать удобные для данного конкретного инновационного или иного бизнес-проекта или случая правила.
Договорное управление хозяйственным партнерством имеет ряд особенностей, позволяющих реализовать данный подход. Так, госрегистрация хозяйственного партнерства осуществляется на основании подлежащего государственной регистрации учредительного документа — устава партнерства, содержащего ограниченный законом набор сведений, а внутренние вопросы функционирования и управления партнерством детально определяются соглашением об управлении партнерством, подлежащим обязательному нотариальному удостоверению по месту нахождения партнерства.
Условием участия любого лица в партнерстве является его вступление в соглашение об управлении партнерством. Законопроектом допускается возможность заключения соглашения об управлении партнерством не только всеми участниками партнерства, но также работниками и консультантами партнерства, в том числе имеющими трудовые или подрядные отношения с партнерством, при этом изменение соглашения об управлении партнерством осуществляется по общему согласию участников.
Кроме того, предусматривается отсутствие избыточных императивных законодательных ограничений, сдерживающих сферу и предмет применения соглашения об управлении партнерством за счет возможности установления в соглашении различного объема прав и обязанностей разных участников партнерства, порядка и условий приема новых участников, выхода старых, условий распределения прибыли и др.
Также законопроект предусматривает возможность включения в соглашение об управлении партнерством прав участника партнерства на непропорциональное принадлежащей ему доле в складочном капитале участие в управлении партнерством и ряд иных особенностей.
Ключевые характеристики правового регулирования новой организационно-правовой формы хозяйственного партнерства предоставляют участникам максимум свободы для осуществления инновационной деятельности, как в плане ответственности юрлица за деятельность по обязательствам своих участников и наоборот (участники партнерства не несут ответственности по обязательствам юрлица), так и других характеристик (например, возможности внесения в складочный капитал партнерства любого имущества и участия в партнерстве любых юр- и физлиц, в том числе иностранных компаний). К партнерствам применяются минимальные требования в части обязательной отчетности, учета и хранения документов и обязательного раскрытия информации.
Обязательных ограничений всего несколько. Так, согласно законопроекту, при отсутствии жестких требований к органам управления партнерства, обязательным требованием является наличие единоличного исполнительного органа — директора партнерства. Кроме того, действует ограничение на количество участников партнерства (не менее двух).
С текстами законопроектов "О хозяйственных партнерствах" и "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О хозяйственных партнерствах" можно ознакомиться в СПС "Право.Ru" здесь и здесь.