ПРАВО.ru
Новости
28 июня 2011, 19:50

Представлен законопроект о коллекторах и "сопутствующие" поправки в КоАП и закон о персональных данных

Представлен законопроект о коллекторах и "сопутствующие" поправки в КоАП и закон о персональных данных

Минэкономразвития РФ сегодня представило на своем сайте пакет правительственных законопроектов о коллекторской деятельности.

С текстами проектов ФЗ "О деятельности по взысканию просроченной задолженности" и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием ФЗ "О деятельности по взысканию просроченной задолженности" можно ознакомиться в СПС "Право.Ru" соответственно здесь и здесь.

Как отмечается в пояснительной записке к базовому законопроекту, он призван "регламентировать на уровне специального Федерального закона" отношения, связанные с созданием и деятельностью лиц (физических, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и юридических лиц), которые оказывают услуги по взысканию просроченной задолженности.

Законопроект направлен на формирование системы регулирования деятельности по взысканию просроченной задолженности, "что позволит повысить прозрачность деятельности по взысканию просроченной задолженности, включая деятельность коллекторских агентств, а также обеспечить реальные механизмы ответственности за нарушение требований законодательства".

Основными задачами законопроекта являются:  1) создание правовой базы для деятельности по взысканию просроченной задолженности; 2) определение понятия "деятельность по взысканию просроченной задолженности", а также понятия "коллекторская деятельность" как вида профессиональной деятельности по взысканию просроченной задолженности; 3) определение полномочий, порядка, способов и принципов взыскания просроченной задолженности; 4) определение участников деятельности по взысканию просроченной задолженности; 5) определение основных условий гражданско-правовых отношений между кредиторами и взыскателями; 6) установление требований к профессиональным взыскателям – субъектам коллекторской деятельности (юридическое лицо, специализирующееся на взыскании просроченной задолженности в рамках осуществления коллекторской деятельности как основного вида деятельности и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций коллекторов); 7) установление прав и обязанностей участников деятельности по взысканию просроченной задолженности; 8) установление механизмов защиты должников, кредиторов и третьих лиц от возможного причинения им убытков в ходе осуществления коллекторской деятельности (страхование профессиональной ответственности, компенсационный фонд СРО).

Предметом правового регулирования законопроекта являются отношения, складывающиеся как между кредиторами и должниками,  так и между кредиторами и взыскателями в процессе взыскания просроченной задолженности.

Деятельность по взысканию просроченной задолженности может распространяться на различные периоды от стадии досудебного  взыскания до стадии  исполнительного производства.

Законопроектом определяются основные требования к правовому положению взыскателей, перечень лиц, которые вправе  осуществлять деятельность по взысканию просроченной задолженности.

В законопроекте содержатся положения, касающиеся профессиональной деятельности взыскателей. Учитывая, что субъекты коллекторской деятельности являются профессиональными взыскателями, для них законопроектом предусматриваются дополнительные требования. В частности, субъекты коллекторской деятельности должны быть участниками саморегулируемых организаций коллекторов, разрабатывающих и утверждающих стандарты взыскания для членов СРО.

Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О деятельности по взысканию просроченной задолженности" направлен на обеспечение правовых условий реализации Федерального закона "О взыскании просроченной задолженности".

Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 2 ноября 1990 г. № 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее – Закон о банках) в части уточнения режима банковской тайны для целей осуществления взыскания просроченной задолженности. Так, статья 26 Закона о банках дополняется новой частью, в соответствии с которой кредитная организация вправе передавать субъекту коллекторской деятельности, с которым у нее заключен договор на взыскание просроченной задолженности, информацию по операциям должников. Передача указанной информации субъекту коллекторской деятельности не будет являться нарушением банковской тайны. Статья 34 Закона о банках в редакции законопроекта предусматривает специальную возможность для кредитной организации для целей взыскания задолженности заключать с субъектами коллекторской деятельности соответствующие договоры на взыскание просроченной задолженности.

Статьей 9 будущего ФЗ  "О взыскании просроченной задолженности" предусматриваются критерии для отнесения деятельности, осуществляемой взыскателем при взыскании просроченной задолженности, к недобросовестной, а также ответственность за осуществление недобросовестной деятельности.  В этой связи законопроектом вносятся изменения в КоАП РФ, а именно вводится состав административного правонарушения (статья 2 законопроекта).

Поскольку для целей осуществления коллекторской деятельности субъекту коллекторской деятельности может понадобится запросить кредитную историю должника, на осуществление взыскание просроченной задолженности которого он заключил договор с кредитной организацией, представляется целесообразным внести соответствующие изменения в ФЗ "О кредитных историях". Статьей 3 законопроекта предусматривается, что согласие субъекта кредитной истории, полученное кредитной организацией, действует в течение срока, предусмотренного настоящей частью, в отношении субъекта коллекторской деятельности при заключении с ним кредитной организацией  договора на взыскание просроченной задолженности.

Кроме того, предлагаются также изменения в Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных", в части расширения перечня случаев, когда не требуется согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, дополнив часть 2 статьи 6 указанного закона новым пунктом, в соответствии с которым обработка персональных данных осуществляется на основании договора уступки прав требования (статья 4 законопроекта).