Московский окружной военный суд сегодня приговорил к пожизненному заключению 5 лидеров молодежной националистической группировки, их подельники получили от 10 до 23 лет колонии, сообщает пресс-служба прокуратуры Москвы.
Жители Московской области 29-летний Лев Молотков и 27-летний Сергей Юров, 21-летние жители Москвы, Московской области и Хабаровска Николай Михайлов, Виктор Апполонов, Владислав Тамамшев, Дмитрий Чечкин и Константин Никифоренко, 22-летние жители Нижегородской области Виктор Вахромов и Евгений Чалков, 23-летние жители Москвы и Московской области Леонид Рудик, Василиса Ковалева и Сергей Свиридов, а также 19-летний москвич Сергей Голубев признаны виновными в зависимости от степени участия в совершении преступлений, предусмотренных пп. "а,ж,л" ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство двух и более лиц), ч. 3 ст. 30 пп. "а,ж,л" ч. 2 ст. 105 УК РФ (покушение на убийство), п. "а" ч. 4 ст. 162 УК РФ (разбой), ч. 2 ст. 282-1 УК РФ (участие в экстремистском сообществе).
Кроме того, Молотков, Тамамшев, Юров и Никифоренко осуждены, в частности, по ч. 3 ст. 223 УК РФ (незаконное изготовление взрывных устройств), ч. 1 ст. 30, чч. 1, 2 ст. 205 УК РФ (приготовление к террористическому акту). Тамамшев осужден по ч. 1 ст. 317 УК РФ (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа). Юров – ч. 1 ст. 338 УК РФ (дезертирство). Молотков также признан виновным в организации экстремистского сообщества (ч. 1 ст. 282-1 УК РФ).
Суд установил, что с июня 2006 года по июль 2008 года участники группировки совершили на почве националистических и неонацистской идеологии 28 убийств и 4 покушения на убийства в отношении граждан Азербайджана, Армении, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана, Индии, Турции, жителей северо-кавказских регионов России, Москвы и Московской области. При нападениях члены группы использовали два обреза, изготовленные из охотничьих ружей.
В этот же период Молотков, Тамамшев, Юров и Никифоренко совершили приготовление к террористическому акту – подрыву с использованием самодельного взрывного устройства электросетевого комплекса "Подстанция 100 кВ "Смена" в подмосковном Сергиевом Посаде.
Кроме того, Тамамшев поджег здание Хабаровской еврейской религиозной общины "Мизрах" в Хабаровске. А в июле 2008 года в подмосковном селе Подъячево при задержании членов экстремистского сообщества он покушался на жизнь сотрудника УФСБ по Москве и Московской области.
Суд назначил Молоткову, Тамамшеву, Михайлову, Апполонову, Рудику наказание в виде пожизненного лишения свободы, с отбыванием в исправительной колонии особого режима. Юрову, Чечкину, Никифоренко, Ковалевой, Голубеву, Вахромову и Чалкову назначено от 10 до 23 лет лишения свободы в исправительных колониях общего и строгого режима. Свиридов, сотрудничавший с предварительным следствием и активно способствовавший раскрытию и расследованию преступлений, изобличению и уголовному преследованию других соучастников, приговорен к 8 годам лишения свободы условно с испытательным сроком 5 лет.
Кроме того, удовлетворены гражданские иски потерпевших о возмещении морального вреда на общую сумму 24 млн руб.
Ранее гособвинитель просил наказание в виде пожизненного лишения свободы для 7 обвиняемых. Остальных обвиняемых прокурор просил приговорить к заключению сроком от 10 до 25 лет, одного — к условному наказанию. Как считает обвинение, ряд подсудимых принадлежали к "Национал-социалистическому обществу", которое Верховный суд РФ в феврале 2010 года по иску Генпрокурора признал экстремистским и запретил его деятельность в России. "Национал-социалистическое общество" было образовано в январе 2004 года и имело ряд региональных организаций и зарубежных представительств. По данным ряда СМИ, общество провозглашало своей задачей построение национального государства на основе национал-социалистической идеологии и готовилось бороться за политическую власть. При этом участники общества занимались также боевой подготовкой.
Это дело рассматривалось в закрытом режиме и для обеспечения безопасности участников процесса слушания проходили в порядке выездного заседания в здании Мосгорсуда. В связи с сегодняшним оглашением приговора в суде были усилены меры безопасности. Так, на территории суда дежурили 20 сотрудников полиции и бойцов спецназа, а также кинологи. В самом зале суда находились около 25 блюстителей порядка. Вместе с тем сами подсудимые, среди которых одна девушка, выкрикивали в суде различные лозунги, оскорбительные выражения в адрес прокурора, когда тот вошел в зал.