ПРАВО.ru
Новости
9 августа 2011, 22:21

Минфин предложил новый порядок получения компенсации за утрату права собственности на жилье

Минфин предложил новый порядок получения компенсации за утрату права собственности на жилье

Минфин РФ представил на своем сайте проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 31.1 и 33 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", касающийся права на получение компенсации за счет казны РФ за утрату права собственности на жилое помещение. С текстом законопроекта можно ознакомиться в СПС "Право.Ru" здесь.

Согласно пункту 1 статьи 31.1 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее – Федеральный закон), собственник жилого помещения, который не вправе его истребовать от добросовестного приобретателя, а также добросовестный приобретатель, от которого было истребовано жилое помещение, в случае, если по не зависящим от указанных лиц причинам в соответствии с вступившим в законную силу решением суда о возмещении им вреда, причиненного в результате утраты указанного имущества, взыскание по исполнительному документу не производилось в течение одного года со дня начала исчисления срока для предъявления этого документа к исполнению, имеет право на разовую компенсацию за счет казны Российской Федерации.

Как отмечают разрабочики законопроекта, в настоящее время, с одной стороны, существенно выросло количество сделок с жилой недвижимостью, а с другой, в частности, отменена обязательность нотариального удостоверения сделок по купле-продаже жилой недвижимости, нет специальных требований к лицам, осуществляющим риелтерскую деятельность.

Участники сделок с недвижимостью, как правило, не в состоянии проводить всеобъемлющую проверку чистоты прав на предмет сделки. Существует множество незарегистрированных прав, незарегистрированных ограничений прав, незарегистрированных правопритязаний, которые и без регистрации являются действительными, а также технических ошибок. Существует определенный риск неполучения актуальных сведений о наличии отдельных видов зарегистрированных ограничений (обременении) прав, записи о которых вносятся в ЕГРП на основании документов, поступивших из суда, от судебных приставов исполнителей, иных уполномоченных органов (о заявленных в судебном порядке требованиях; о признании гражданина – собственника недееспособным, ограниченно дееспособным, о наложении ареста на жилое помещение, о запрещении собственнику распоряжаться им; о запрете территориальному органу Росрегистрации производить государственную регистрацию перехода права собственности на жилое помещение), поскольку данное обстоятельство зависит от наличия и объема сведений, предоставляемых в территориальный орган Росрегистрации данными органами, а также от сроков их представления.

По мнению Минфина, в указанной ситуации реализация норм статьи 31.1 Федерального закона о праве собственника жилого помещения, который не вправе его истребовать от добросовестного приобретателя, а также добросовестного приобретателя, от которого было истребовано жилое помещение, на компенсацию за счет казны РФ может привести к злоупотреблениям, негативно сказаться на стабильности рынка недвижимости и привести к значительным потерям бюджета, так как выплата компенсаций приобретет массовый характер.

В то же время существует значительная часть социально незащищенных граждан (пенсионеры, несовершеннолетние и т.д.), для которых утрата единственного пригодного для проживания жилого помещения, с учетом того, что вступившее в законную силу решение суда о возмещении им вреда, причиненного в результате утраты указанного имущества, не исполнено в течение длительного срока, может вылиться в потерю социального статуса и невозможность участия в гражданской жизни общества в качестве равноправных, полноценных членов.

Кроме того, нормы статьи 31.1 Федерального закона порождают неравенство прав пострадавших граждан, поскольку не имеют право на компенсацию граждане, получившие ничтожные по размеру суммы с причинителя вреда.

Учитывая изложенное, при сложившейся в РФ системе государственной регистрации прав на недвижимое имущество выплата разовой компенсации из бюджета Российской Федерации гражданам — собственникам единственного пригодного для постоянного проживания жилого помещения, которые не вправе истребовать его от добросовестных приобретателей, а также добросовестным приобретателям, от которых было истребовано единственное пригодное для проживания жилое помещение, может осуществляться исключительно в целях реализации социальной функции государства.

В соответствии с нормами Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебные приставы не имеют права прекратить исполнительное производство в случае выплаты предусмотренной статьей 31.1 Федерального закона компенсации, что означает право взыскателя осуществить в дальнейшем взыскание суммы по исполнительным документам с должника в размере, присужденном судом.

Данное положение, указывают разработчики законопроекта, может привести к тому, что отдельные взыскатели смогут сознательно моделировать ситуацию, при которой они будут иметь право на получение компенсации, а в дальнейшем еще и взыскивать вред с должника, т.е. получать двойное возмещение вреда. При этом законодательно также не установлен механизм перехода к государству права требования о возмещении вреда, которое имел взыскатель к лицу, которое нанесло ущерб собственнику жилого помещения, механизм вступления государства в процессуальное правопреемство при выплате компенсации.

Законопроект направлен на устранение данных пробелов в действующем законодательстве. Так, согласно законопроекту право на компенсацию получают собственники единственных пригодных для постоянного проживания жилых помещений, которые не вправе истребовать его от добросовестного приобретателя, а также добросовестные приобретатели, от которых было истребовано единственное пригодное для проживания жилое помещение, в случае, если по не зависящим от указанных лиц причинам в соответствии с вступившим в законную силу решением суда о возмещении им должником вреда, причиненного в результате утраты права собственности на указанное имущество: взыскание по исполнительному документу не производилось и исполнительный документ возвращен взыскателю по основаниям, установленным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве"; взыскание по исполнительному документу произведено в размере, не превышающем один миллион рублей.

Минфин РФ получит право предъявить регрессное требование к юридическому или физическому лицу, по вине которого допущено нарушение.

Выплата компенсации будет осуществляется на основании решения суда о выплате Российской Федерацией компенсации за утрату права собственности на указанное имущество, Минфином России в порядке, установленном бюджетным законодательством для исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации.