Спустя 5 дней после вступления в силу поправок в закон "О некоммерческих организациях", касающихся оснований для проведения внеплановой проверки в некоммерческих организациях (НКО), глава думского Комитета по госстроительству Владимир Плигин предложил их отменить и внес в нижнюю палату парламента соответствующий законопроект. Сегодня на сайте Госдумы размещен текст проекта закона.
Напомним, что с 1 августа вступил в силу закон № 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Этот документ был принят Госдумой 8 июля и одобрен Советом Федерации 13 июля. Документ, в частности, предусматривал дополнение статьи 32 закона "О некоммерческих организациях", которая прописывает правила контроля за деятельностью НКО.
Новая редакция статьи расширила полномочия Минюста в части контроля за соблюдением НКО законодательства РФ и целей, предусмотренных их учредительными документами. В новых пунктах 4.1-4.4 статьи 32 закона "О НКО", в частности, указывается, что основанием для проведения плановой проверки могут послужить поступившие в уполномоченный орган обращения, заявления граждан, предпринимателей, юрлиц, информации от органов государственной власти, местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах, свидетельствующих о признаках экстремизма в деятельности НКО. Такая проверка может проводиться незамедлительно с извещением органа прокуратуры, при этом не допускается предварительное уведомление НКО.
Однако отмена уведомлений о внеплановой проверке НКО вызвали недовольство в Минэкономразвития РФ, которое указывало, что законом "О противодействии экстремистской деятельности" уже урегулированы вопросы противодействия экстремизму и установлена ответственность за его осуществление.
Буквально спустя несколько дней после вступления в силу спорных поправок Владимир Плигин внес в Госдуму законопроект № 589405-5 "О внесении изменений в статью 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях". Этот документ исключает пункты 4.1 – 4.4 статьи 32 действующего закона "О НКО".
Плигин подчеркивает, что "действовавший ранее механизм проверок юридических лиц в достаточной степени обеспечивал необходимую защиту государственных и общественных интересов".