Спустя две недели после того, как Минэкономразвития РФ официально представило законопроект "О федеральной контрактной системе", Федеральная антимонопольная служба опубликовала свой альтернативный документ – проект поправок в закон о госзакупках. Свои разногласия в видении реформирования российской системы госзаказа ведомства должны согласовать до 1 ноября.
Концепции реформирования системы госзакупок у Минэкономразвития РФ и ФАС России кардинально расходятся. Министерство предлагает создать в России федеральную контрактную систему (ФКС), аналоги которой активно используются за рубежом. При ФКС закупки будут оцениваться с точки зрения эффективности, а результаты – анализироваться. В свою очередь антимонопольное ведомство предлагает продолжить реформирование уже существующей системы госзакупок, и не отменять действующий 94-ФЗ.
Через две недели после того, как Минэкономразвития официально представило проект федерального закона "О федеральной контрактной системе" и совместно с "Право.Ru" открыло дискуссионную площадку в его обсуждения, ФАС России опубликовала свой альтернативный законопроект — "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием системы государственного и муниципального заказа".
Обосновывая необходимость дальнейшего совершенствования системы госзакупок на базе уже действующего ФЗ-94, ФАС России отмечает, что это позволит сохранить "положительные результаты, достигнутые в ходе реформирования системы размещения заказов с 1 января 2006 года, в том числе сформированное единое экономическое пространство на территории России".
ФАС называет 26 основных проблем и предлагает способы их решения. Следует отметить, что частично проекты Минэкономразвития и антимонопольной службы пересекаются. В частности, по проблеме планирования закупок. Министерство также предлагает размещать на сайте планы закупок заранее.
Как отмечает ФАС, в настоящее время отсутствует система планирования госзаказа, в результате чего большинство предпринимателей не имеют возможности заранее подготовиться к размещаемому заказу и подать заявки. Это приводит к снижению количества участников, утверждают в антимонопольном ведомстве. Заказчики должны размещать планы закупок на едином общероссийском портале www.zakupki.gov.ru. Это позволит предпринимателям заблаговременно планировать участие в торгах и готовить более качественные и проработанные предложения по исполнению контрактов, увеличить количество участников при проведении процедур торгов.
Предлагается создать систему уполномоченных органов по размещению заказов на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ и крупных муниципальных образований. "Недостаточная квалификация некоторых заказчиков приводит к установлению некорректных требований к предмету и качеству продукции. Проблема заключается в наличии более 200 тысяч заказчиков, начиная от федеральных министерств, заканчивая небольшими муниципальными учреждениями, в штатном расписании которых не предусмотрено наличие специалистов по размещению заказов", — говорится в пояснительной записке к законопроекту ФАС.
В ФАС России полагают, что такое нововведение приведет к сокращению количества "непрофильных" функций у сотрудников заказчиков, повысит качество работы бюджетного сектора, исключит закупку некачественной продукции.
Кроме того, ФАС предлагает бороться и с демпингом при проведении торгов. В случае снижения цены контракта на торгах более, чем на 30%, устанавливается обязанность увеличить размер обеспечения исполнения контракта в 1,5 раза.
ФАС заявляет также о необходимости введения системы оценки исполненных контрактов, которая в настоящее время отсутствует. Анализ размещения заказов и их исполнения, оценкой конечного результата по отношению к планируемому будет осуществляется уполномоченными органами на всех уровнях власти, а также Минфином России, Минэкономразвития России, ФАС России, Рособоронзаказом.
С текстом законопроекта Минэкономразвития можно познакомиться здесь, альтернативный законопроект ФАС размещен в СПС "Право.Ru" здесь.