Смерть в СИЗО от инфаркта директора московской школы Андрея Кудоярова, обвиняемого во взяточничестве, может привести к появлению очередного списка, аналогичного "списку Магнитского", но на этот раз составленного российскими правозащитниками.
Директор московской школы №1308 Андрей Кудояров содержался в столичном СИЗО-3 по обвинению в покушении на получение взятки (ст. 30 и 290 УК РФ). По версии следствия, он вымогал у бизнесмена Евгения Левина 240000 руб. за зачисление его сына в первый класс. 20 мая 2011 года директора задержали оперативники отдела экономической безопасности УВД Западного округа Москвы, затем по ходатайству следователя суд принял решение об аресте педагога. Утром 8 октября в СИЗО обвиняемый почувствовал себя плохо, был доставлен в медицинский кабинет, где при оказании реанимационной помощи скончался, по заключению медиков, от обширного инфаркта миокарда.
Правозащитники уже потребовали привлечь к уголовной ответственности всех сотрудников правоохранительной и судебной системы, причастных к делу умершего директора школы, пишет сегодня "Коммерсант". "Будем инициировать еще одно уголовное дело против начальника тюрьмы, против следователей, надо искать заказчика, как и в смерти Магнитского",— в частности, сказала глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева. В свою очередь адвокат Кудоярова Александр Манов заявил, что намерен добиваться привлечения к ответственности не только медиков, но и следователей, прокуроров и судей, причастных к смерти Кудоярова.
Среди тех, кто, по его мнению, должен нести ответственность за смерть директора школы в СИЗО, защитник назвал следователя СКР по делу Кудоярова — Павла Кузнецова, по представлению которого был арестован директор школы, судью Никулинского райсуда Петра Мальцева, принимавшего решение об аресте, и судью Мосгорсуда Марину Комарову, которая неоднократно продлевала Кудоярову срок содержания под стражей.
При этом защитник провел прямую параллель между гибелью в СИЗО директора школы и резонансным делом о смерти в изоляторе юриста фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского. По его словам, также, как и в случае с ним, содержание под стражей Кудоярова "не имело никакого смыла", поскольку у подследственного были тяжелые хронические заболевания (хроническое заболевание сердца и гипертония второй степени), о которых знали следователь и судьи. Защитник Кудоярова также заявил, что расследование дела Кудоярова было закончено несколько месяцев назад, но прокуратура дважды отказывалась утвердить обвинительное заключение и возвращала следователю материалы дела из-за технических ошибок, тот обещал закончить дело к 1 августа. "Но вместо этого ушел в отпуск, а Андрей (Кудояров) все сидел", — утверждает адвокат.
Сторона защиты собиралась на суде доказывать, что Кудояров не собирался брать взятку, Левин передавал ему взнос в фонд развития школы, который взимается с родителей всех учащихся в добровольном порядке на законных основаниях. "Речь могла идти только о том, что [директор] вышел за рамки финансовой дисциплины", — говорил адвокат Манов. Аргументируя свою позицию, он указывал на то, что ребенок Евгения Левина уже был зачислен в школу, а взнос делался добровольно.
В настоящее время СКР возбудил уголовное дело по смерти Кудоярова. Дело возбуждено по ч.2 ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей) и находится в производстве Главного следственного управления СКР.