Совет Федерации одобрил в компромиссной редакции документ, названный при его внесении "законом о ликвидации троек судей в райсудах". Теперь его примирили с законом, вводящим в судах общей юрисдикции апелляционные инстанции. Это сделано с помощью такой редакции, которая вернула п. 3 ст. 30 УПК РФ к ее изначальному тексту.
Вчера Совет Федерации одобрил проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 30 и 217 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", который при своем внесении в Госдуму получил название "закон о ликвидации троек судей в райсудах". Его авторы, глава думского комитета по законодательству Павел Крашенинников, руководитель комитета по госстроительству Владимир Плигин и депутаты Владимир Груздев и Вера Лекарева, предлагали передать дела, которые сейчас рассматривают тройки судей в федеральных судах общей юрисдикции, исключительно на уровень верховных судов республик, краевых или областных судов, судов городов федерального значения. Поводом для таких изменений послужило то, что в большинстве районных судов уголовные дела тройкой судей вообще не рассматривались, и парламентарии сочли содержание "трех единиц федеральных судей [в районных судах] необоснованным с точки зрения соотнесения их служебной нагрузки со среднестатистическими данными по России". В пояснительной записке говорилось, что, по данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ, в 2010 году в районных судах было рассмотрено свыше 554000 дел, из которых коллегией из трех судей — 658 дел (0,1%).
29 июня Госдума приняла этот закон сразу во втором и третьем чтении, но дальнейшая его судьба была нелегка. Совет Федерации 13 июля отклонил законопроект, при этом решение на этот счет сопровождалось жесткой критикой со стороны сенаторов в отношении их коллег по законодательной деятельности из нижней палаты Федерального Собрания. Председатель Комитета СФ по правовым и судебным вопросам Анатолий Лысков отметил, что первоначальная "концепция [ законопроекта] была совершенно оправданной, подход полностью совпадал с концепцией принятого по законодательной инициативе Президента РФ в конце прошлого года закона № 433". Однако, по словам сенатора, рассматриваемый закон в ходе его принятия в Госдуме претерпел существенные изменения и вступил в противоречие с ФЗ-433, причем оба закона должны были бы вступить в силу с 1 января 2013 года. В связи с этим Комитет рекомендовал не одобрять этот закон.
После этого документ ушел в согласительную комиссию, а из нее вернулся в Совет Федерации совсем с другими формулировками относительно того, какие суды должны коллегиально рассматривать дела о тяжких и особо тяжких преступлениях. Теперь пункт 3 статьи 30 УПК РФ (Состав суда) предлагается сформулировать следующим образом: "коллегия из трех судей федерального суда общей юрисдикции [рассматривает] уголовные дела о преступлениях…". Таким образом, в законопроект возвращена та же самая формулировка, которая имеется в ныне действующей редакции пункта 3 статьи 30 УПК РФ. По крайней мере на бумаге, законодатели отказались от ликвидации коллегий судей в федеральных судах районного уровня.
Но это не единственное изменение в законопроекте. Новшеством является сокращение перечня дел, которые могут рассматривать тройки судей при наличии ходатайства обвиняемого. Теперь это будут не все уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, а только те, которые предусмотрены статьями 105 частью второй, 126 частью третьей, 131 частями третьей и четвертой, 132 частями третьей и четвертой, 205.1, 205.2, 209 — 211, 227, 277, 295, 317, 353 — 358, 359 частями первой и второй и 360 УК РФ. По-прежнему без ходатайства обвиняемого тройки судей будут рассматривать дела по статьям 205, 206 частями второй — четвертой, 208 частью первой, 212 частью первой, 275, 276, 278, 279 и 281 УК РФ.
К подсудности судов областного звена (статья 31 УПК РФ) добавились еще три преступления, предусмотренные частями 3-4 статьи 132 "Насильственные действия сексуального характера", а также 205.1 "Содействие террористической деятельности" и 205.2 "Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма".
Таким образом, инициатива депутатов была согласована с предусматривающим создание в российской системе судов общей юрисдикции апелляционных инстанций законом №433 от 29 декабря 2010 года, который вступит в силу с 1 января 2013 года. Согласно этому закону, вносятся изменения в часть 3 статьи 31 УПК РФ, в которой к подсудности судов областного звена относятся дела по тем же статьям, которые сейчас новым законом вносятся в часть 3 статьи 30 УПК РФ.