ПРАВО.ru
Новости
31 октября 2011, 12:33

Расследование крушения Як-42 с хоккейной командой "Локомотив" из Ярославля завершено - экипаж допустил серию роковых ошибок

Расследование крушения Як-42 с хоккейной командой "Локомотив" из Ярославля завершено - экипаж допустил серию роковых ошибок
Фото с сайта sibnovosti.ru

Причиной крушения под Ярославлем самолета Як-42Д с хоккейной командой "Локомотив" на борту стали ошибочные действия командира экипажа Андрея Соломенцева, во время взлета держащего ноги на тормозных педалях. Это было установлено в ходе расследования обстоятельств катастрофы, которое уже завершено, пишет "Коммерсант". Судя по всему, в обнародованных в ближайшие время материалах расследования именно командир лайнера будет назван виновным в авиакатастрофе. 

Как сообщил изданию один из участников расследования, "торможения Як-42 на разбеге случались и случаются, но „тормозные“ действия летчиков до сих пор сходили им с рук. Дело в том, что возникающее замедление пилоты компенсировали режимом работы двигателей и более энергичным „подрывом“ передней стойки шасси. По словам источника, руководство авиакомпаний и контролирующие органы о проблеме „тормозных взлетов“ не знало, поскольку отклонение педалей в сторону торможения бортовыми самописцами самолета не фиксируется".

Установлено, что командир экипажа Андрей Соломенцев и второй пилот Игорь Жевело осуществляли взлет самолета, сидя в привычных для себя позах — с ногами на педалях. Созданное кем-то из пилотов легкое притормаживание не привело бы к трагедии, однако на этот раз экипаж, как говорят специалисты, допустил целую серию роковых ошибок. Так, во время разбега, один из пилотов, как установили эксперты, чуть отодвинул штурвал от себя вместо того, чтобы держать его в нейтральном положении. Это обстоятельство не было критичным, поскольку отклоненный на пикирование руль высоты и притормаживание пилоты легко компенсировали бы традиционным способом — тягой двигателей и более энергичным отрывом передней стойки. Однако прижатые к бетонке за счет дополнительного пикирующего момента передние колеса вдруг начали вибрировать. Тряска спровоцировала управлявшего машиной командира начать подрыв еще раньше, на скорости 185 км/час, после чего он и получил вполне предсказуемый результат — колеса от земли не оторвались.

Между тем, у экипажа в тот момент еще оставалась возможность прекратить взлет и начать экстренное торможение. Однако летчики, как полагают эксперты, знали, что такое решение предполагает возможный срыв первого матча на первенство КХЛ, на который летел ярославский "Локомотив" в Минск, штрафные санкции к "Як Сервису" со стороны руководства команды, а вслед за этим — неминуемый "разбор полетов" внутри компании. И это все лишь в случае успешного торможения в пределах полосы.

В результате командир Соломенцев принял решение продолжить взлет. Пытаясь оторвать передние колеса от земли, он энергично взял штурвал на себя, подняв таким образом руль высоты — большую горизонтальную плоскость в хвосте самолета — на десять градусов вместо положенных при взлете Як-42Д пяти-шести. При этом на штурвале командира, как установили эксперты, возникло усилие в несколько десятков килограммов. Пилот, удерживая его двумя руками, уже не мог сам переставить рычаги управления двигателями в положение максимальной тяги, поэтому он попросил сделать это бортинженера. "Взлетный. Взлетный. Взлетный", — постоянно твердил подчиненному командир, хотя тот давно уже разогнал турбины до предела.

При  этом с ростом скорости увеличилось давление встречного потока на отклоненный руль высоты, а соответственно, удерживать штурвал командиру стало еще труднее. В итоге Игорю Жевелову удалось оторвать машину от земли, только потянув за штурвал с усилием 64 кг и отклонив при этом руль высоты на 13 градусов в положение кабрирования. Чтобы обеспечить такое усилие на руках, пилоту пришлось уже не слегка, как на разбеге, а что есть мочи давить ногами на тормозные педали. "Что ты делаешь, Андрюха?!" — спросил командира его напарник, но оказавшийся в воздухе самолет, по мнению экспертов, в этот момент был уже обречен. Как только пикирующий момент от тормозов пропал, машина с задранным рулем высоты круто подняла нос, потеряла скорость и свалилась на левое крыло.

***

Крушение Як-42Д произошло 7 сентября около 16.00 по московскому времени под Ярославлем в аэропорту "Туношна". Самолет рухнул на землю с небольшой высоты сразу после взлета, задев мачту радиомаяка и загорелся, при этом часть фюзеляжа упала в Волгу. Из 45 находящихся на борту человек (37 пассажиров и восемь членов экипажа) первоначально выжили двое — бортмеханик Александр Сизов и хоккеист Александр Галимов. Сизов сейчас находится в больнице, Галимов, получивший тяжелые ожоги, скончался через несколько дней после катастрофы в московском НИИ имени Вишневского. По факту трагедии было возбуждено уголовное дело по ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта).