Межгосударственный авиационный комитет сегодня должен обнародовать официальные итоги расследования авиакатастрофы самолета Як-42Д с хоккейной командой "Локомотив", произошедшей 7 сентября под Ярославлем. По неофициальной информации, причинами трагедии будут названы ошибочные действия экипажа лайнера. Однако родственники погибших пилотов категорически не согласны с их виновностью и сомневаются в объективности МАК, пишут "Известия". В связи с этим семьи и коллеги летчиков намерены потребовать проведения нового расследования.
Как писал несколько дней назад "Коммерсант", в ходе расследования обстоятельств катастрофы было установлено, что члены экипажа допустили серию роковых ошибок. В частности, командир самолета Андрей Соломенцев якобы давил при взлете на педаль тормоза. По словам источника издания, неправильными были и действия второго пилота Игоря Жевело. Родственники и друзья погибших летчиков не верят этому. Так, вдова Жевелова Людмила заявила "Известиям", что ее муж и Соломенцев "были очень опытными летчиками, чтобы допустить такие ошибки". Она подчеркнула, что будет "лично добиваться независимого расследования".
С ней согласна и подруга Андрея Соломенцева, знавшая его 25 лет. "Такое впечатление, что через СМИ нас насильственно заставляют поверить, что виноват пилот", — считает Светлана Левдик. По ее словам, Соломенцев был "человеком чести и очень ответственным". Женщина считает, что обвинение экипажа является "слишком простой и удобной версией".
Если летчики будут признаны виновными, родные погибших смогут на законных основаниях потребовать продолжить расследование, в том числе и с привлечением независимых специалистов. Такая возможность появилась после недавнего решения Конституционного Суда, который рассмотрел жалобу родственников погибших в скандальном деле о ДТП на Ленинском проспекте. Решение КС распространяется на все категории дел, которые были прекращены в связи с гибелью подозреваемых или виновных.
— Во всех катастрофах последнего времени летчики были признаны виновными. Свалить все на погибший экипаж — это тенденция современного расследования, — говорит адвокат Игорь Трунов, представляющий интересы родственников погибших по трем авиакатастрофам. — Иркутск, Донецк, Пермь — все спихнули на экипаж, а круг виновных гораздо больше и шире. У нас есть факты, что те, кто остались на земле и никуда не летают, должны нести определенную ответственность, и на них лежит определенная степень вины за случившиеся катастрофы.
Адвокат считает, что родственники погибших летчиков должны настаивать на дальнейшем расследовании, поскольку после решения КС оно имеет судебную перспективу. Вместе с тем, по словам Трунова, вдова погибшего командира Родиона Медведева, которого признали виновным в гибели "Боинга" в Перми, тоже хотела продолжить расследование, но потом с ней "поработали, и она куда-то пропала".
Крушение Як-42Д с командой ярославского хоккейного клуба "Локомотив" на борту произошло 7 сентября около 16.00 по московскому времени под Ярославлем в аэропорту "Туношна". Самолет рухнул на землю с небольшой высоты сразу после взлета, задев мачту радиомаяка и загорелся, при этом часть фюзеляжа упала в Волгу. Из 45 находившихся на борту человек (37 пассажиров и восемь членов экипажа) первоначально выжили двое — бортмеханик Александр Сизов и хоккеист Александр Галимов. Сизов сейчас находится в больнице, Галимов, получивший тяжелые ожоги, скончался через несколько дней после катастрофы в московском НИИ имени Вишневского. По факту трагедии было возбуждено уголовное дело по ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта).