Конституционный Суд РФ сегодня признал, что увольнение с государственной гражданской службы в связи с сокращением штата одиноких матерей, воспитывающих детей в возрасте до четырнадцати лет, противоречит Конституции.
Как сообщает пресс-служба КС, поводом к рассмотрению дела стала жалоба Виктории Боровик. Судьям Конституционного суда предстояло проверить конституционность положений статьи 31, части 1 статьи 33 и статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Виктория Кобылинская (после обращения в КС сменила фамилию на Боровик), будучи одинокой матерью, воспитывающей семилетнего сына, работала старшим специалистом отдела опеки и попечительства Агентства Республики Коми по социальному развитию в Воркуте. В мае 2010 года в связи с сокращением должности женщина уволена с госслужбы. Она оспорила увольнение в судах, ссылаясь при этом на положения трудового законодательства (ч. 4 ст. 261 Трудового кодекса РФ), запрещающие расторжение трудового договора с одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до 14 лет по инициативе работодателя.
Однако отстоять свое право женщине не удалось: судебные инстанции указали, что эти гарантии "не распространяются на госслужащих в связи сокращением должностей, поскольку законом о государственной гражданской службе РФ такое увольнение не отнесено к увольнению по инициативе нанимателя или его представителя. Наниматель – Республика Коми, в лице компетентного органа (Агентство Республики Коми по социальному развитию) – установило предельную штатную численность отдела, на основании чего представитель нанимателя — отдел опеки и попечительства – издал приказ об увольнении.
Тогда Кобылинская обратилась в КС РФ. В заявлении она обратила внимание на то, что таким образом оспариваемые нормы закона о госслужбе „препятствуют получению госслужащими, являющимися одинокими матерями, гарантий, предоставляемых им трудовым законодательством. Заявительница указала, что, по ее мнению, оспариваемые нормы противоречат конституционному принципу равенства прав и свобод граждан и нарушают ее конституционное право на защиту семьи, материнства и детства.
Рассмотрев дело Кобылинской, в КС отметили, что, действительно, запрет на увольнение по инициативе работодателя (нанимателя) в связи с сокращением численности или штата в настоящее время предоставляется одиноким матерям с детьми до 14 лет, которые работают по трудовому договору или проходят военную либо правоохранительную службу. При этом на одиноких матерей, замещающих должности государственной гражданской службы, данный запрет не распространяется.
“Подобное регулирование, установленное взаимосвязанными положениями части 4 статьи 31, пункта 6 части 1 статьи 33 и статьи 37 ФЗ „О государственной гражданской службе Российской Федерации“, не основано на особенностях государственной гражданской службы, не имеет разумного и объективного оправдания, нарушает конституционные принципы равенства и справедливости и, таким образом, не соответствует Конституции РФ", — пришли к выводу в КС.
Конституционный суд РФ постановил внести соответствующие изменение в действующее законодательство "для соблюдение конституционного принципа равенства при предоставлении гарантий подлежащим увольнению в связи с сокращением штата одиноким матерям, воспитывающим ребенка в возрасте до 14 лет", которые являются государственными служащими.
"Впредь до внесения соответствующих изменений увольнение с государственной гражданской службы одиноких матерей, воспитывающих ребенка в возрасте до 14 лет, по пункту 6 части 1 статьи 33 Федерального закона „О государственной гражданской службе Российской Федерации“ не допускается", — говорится в решении КС.
Кроме того, по решению Конституционного суда правоприменительные решения по делу гражданки В. Боровик (Кобылинской) "подлежат пересмотру в установленном порядке".