ПРАВО.ru
Новости
20 декабря 2011, 21:03

ВС уточнит, что считать пропагандой терроризма в Интернете

ВС уточнит, что считать пропагандой терроризма в Интернете
Фото Право.Ru

Пособники террористов, предупредивших правоохранительные органы о готовящемся преступлении, будут освобождаться от ответственности только в том случае, если теракт был предотвращен. Об этом говорится в проекте постановления пленума Верховного суда России.

Как сообщает РИА Новости, сегодня при обсуждении варианта постановления Пленума ВС судья-докладчик Владимир Давыдов напомнил, что освобождение предусматривается примечанием к статье 205 УК РФ (терроризм). Однако он обратил внимание на то, что российские суды могут толковать данную норму двояко, в зависимости от того, был ли предотвращен теракт или нет, хотя один из его предполагаемых организаторов сообщил о нем властям.

В постановлении пленума планируется рекомендовать судам освобождать от ответственности соучастника, готовившего теракт, только в том случае, если его собственные действия или своевременное информирование о готовящемся преступлении органов власти, позволило его предотвратить.

При этом участник консультативного совета при ВС отметил, что в случае, если после сообщения о теракте он не был предотвращен, например, по нерасторопности правоохранительных органов (что будет подтверждаться выводами экспертов), "над судьей будет довлеть вопрос — как же так, теракт был, а мы освобождаем одного из причастных к нему". В этом случае, предложил юрист, обвиняемого можно освободить от ответственности за "терроризм", но привлечь по другим статьям УК, например, за причинение тяжкого вреда.

Судья Давыдов отметил, что у российских судов возникают сложности при квалификации дел по статье "терроризм". По его словам, в законах невозможно указать "исчерпывающий список" преступлений, который можно квалифицировать как терроризм. Поэтому пленум предлагает рассматривать в качестве терактов взрывы, поджоги и другие действия, устрашающие население и создающие опасность гибели человека, только в том случае, если они направлены на принятие определенных решений органами власти или международными организациями. Представитель Генпрокуратуры, принимающий участие в пленуме, на это возразил, что преступники не всегда во всеуслышание заявляют о своих намерениях.

ВС РФ также предлагает не рассматривать как терроризм посягательство на жизнь человека путем устройства взрыва или иных действий подобного характера, если они совершены по мотиву мести или из личных взаимоотношений. В связи с этим посягательство на жизнь должностного лица, судьи или следователя также является терактом только в том случае, если таким образом преступники собираются оказать воздействие на органы власти, отметили в проекте постановления пленума ВС РФ.

В постановлении Верховного суда также будет конкретизировано понятие вербовки лица для совершения теракта. Так, предлагается рассматривать как вербовку или вовлечение не только применение физического воздействия, например, запись желающих и их направление к месту обучения, но и уговоры, просьбы и предложения, в том числе размещение материалов в сети Интернет. Постановление пленума также призвано разграничить призывы к терроризму и публичное выражение лицом своих убеждений, без цели пропаганды или агитации, например, в ходе научных или политических дискуссий.

Постановление пленума также предлагает понимать под участием в незаконном вооруженном формировании выполнение любых обязанностей по обеспечению его деятельности, в том числе строительство жилья, приготовление пищи, ведение подсобного хозяйства. Началом участия в таком формировании суд предлагает рассматривать принятие присяги, дачу подписки, получение формы и оружия. Между тем судья Верховного суда Чеченской республики предложил дополнить этот пункт постановления положением о том, что считать начало участия в формировании можно и устное согласие.