6 и 7 января вступили в силу федеральные законы, составляющие "третий антимонопольный пакет", которым, в частности, декриминализируются согласованные действия и вертикальные соглашения хозяйствующих субъектов на рынке, а также устанавливаются четкие критерии признания цен монопольно высокими, сообщила сегодня пресс-служба ФАС.
Базовый закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" был подписан Президентом РФ Дмитрием Медведевым 5 декабря 2011 года. Чуть позже глава государства подписал и связанный с ним, также входящий в "третий антимонопольный пакет", закон "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
В ФАС отмечают, что основные изменения, предлагаемые "третьим антимонопольным пакетом", направлены на уточнение требований к антиконкурентным соглашениям и согласованным действиям, а также уточнение критериев монопольно высокой цены. Также закрепляется право Правительства РФ определять правила недискриминационного доступа к объектам инфраструктуры товарных рынков в сферах естественных монополий и уточняется порядок осуществления госконтроля за экономической концентрацией и порядок рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.
Изменения, внесенные в Федеральный закон "О защите конкуренции", предоставляют антимонопольному органу право направлять предостережения должностным лицам хозяйствующих субъектов, публично заявляющим о планируемом поведении на рынке, если такое заявление может привести к нарушению антимонопольного законодательства. Также "третий антимонопольный пакет" дает право антимонопольному органу выдавать хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение о прекращении действий (или бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Кроме того, устанавливаются дополнительные гарантии лицам, в отношении которых ведется производство по делам о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе путем установления минимально необходимого периода анализа товарного рынка. Он будет составлять не менее одного года. Осуществление контроля экономической концентрации в отношении иностранных лиц будет проводиться только в случае поставок такими лицами товаров в Россию в сумме не менее 1 млрд руб. в течение года, предшествующего дате совершения сделки. Также предусматривается ведение реестра физических лиц, привлеченных к административной ответственности.
Федеральный закон "О защите конкуренции" также дополняется новой статьей 18, устанавливающей административную процедуру рассмотрения жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися.
"Третьим антимонопольным пакетом" уточняется состав уголовной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства и уточняется ряд процессуальных норм, определяющих порядок производства по делу об административном правонарушении. Так, внесены изменения в статью 178 Уголовного кодекса РФ, из которой исключена ответственность за согласованные действия и вертикальные соглашения хозяйствующих субъектов. Таким образом, уголовное преследование будет осуществляться только за наиболее опасные для конкуренции деяния — картельные сговоры.
При этом впервые в российском законодательстве появилось определение картеля, под которым понимается незаконное соглашение между конкурентами на рынке, реализация которого приводит или может привести к определенным негативным последствиям: к установлению и поддержанию определенной цены, разделу товарного рынка, отказу от заключения договора с определенным покупателем и др.
Кроме того, существенно повышены пороговые значения активов (с 3 до 7 млрд рублей) и оборота (с 6 до 10 млрд рублей) компаний, при которых необходимо предварительное согласие антимонопольного органа на совершение сделок и иных действий. "Третий антимонопольный пакет" также снимает запрет на согласованные действия конкурентов, совокупная доля которых — менее 20% на товарном рынке, индивидуальная — менее 8%.
С текстом законов "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" можно ознакомиться в СПС "Право.Ru" здесь и здесь.