Общество защиты прав потребителей требует в судебном порядке обязать сеть McDonald's указывать на упаковке своих товаров их состав и другие характеристики. Ранее кассационный арбитражный суд признал, что эта сеть в России фактически является не ресторанной, а торговой, а в магазинах должны продаваться маркированные товары.
Поводом для подачи иска послужили результаты экспертизы продуктов, реализуемых в сети McDonald's, проведенной по заказу ОЗПП в АНО "Союзэкспертиза" при Торгово-промышленной палате РФ. Для проведения экспертизы были закуплены коктейль "Ванильный", "Чикен Магнакетс", соус "Карри", соус "Кисло-сладкий", соус "Барбекю", пирожок с ежевикой, мороженное "Клубничное", креветки, соус "Коктейльный", коктейль "Молочный". Все они были проверены на соответствие маркировки требованиям законодательства.
В ходе проведения проверки АНО "Союзэкспертиза" пришло к выводу, что "Чикен Магнакетс", "6 больших креветок", "Пирожок с ежевикой", коктейль "Молочный", мороженное "Клубничное" не имеют полной маркировки, что не соответствует положениям ГОСТ Р 50763-2007 "Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия" и ГОСТ Р 51074-2003 "Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования". На упаковках "Чикен Магнакетс", "6 больших креветок" и "Пирожок с ежевикой" не оказалось состава основных рецептурных компонентов, входящих в продукцию, сведений о массе порции продукций и обозначений нормативных документов, в соответствии с которыми изготовлена продукция. А в коктейле "Молочный" эксперты обнаружили жир растительного происхождения — состав коктейля не соответствует требованиям ФЗ-88 "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" от 12 июня 2008 года (ст. 25 п. 8.2 и 8.3). Содержание жиров растительного происхождения и заменителей молочного жира в образце составляет не менее 90% от общего количества жира. "Фактически потребитель вводится в заблуждение, так как данный коктейль, согласно требованиям технического регламента, никак не может называться "молочным", — говорится в заявлении Общества защиты прав потребителей.
Теперь, получив результаты этой экспертизы, ОЗПП просит Тверской районный суд Москвы признать действия ЗАО "Москва-Макдональдс" противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и обязать компанию предоставлять достоверную информацию о продуктах в объеме, предусмотренном действующим законодательством, указывая ее на упаковке. Кроме того, от сети требуют довести до сведения потребителей принятое судом решение, опубликовав его в "Российской газете".
Комментируя подачу иска, Общество защиты прав потребителей отмечает, что в июле 2011 года Федеральный арбитражный суд Московского округа вынес решение по иску McDonald's к московскому территориальному подразделению Федеральной налоговой службы. Суд признал, что McDonald's в России не оказывает ресторанные услуги, а реализует продовольственные товары как магазин, и его деятельность должна облагаться не 18% НДС, а 10%. Однако, согласно требованиям российского законодательства магазин, реализующий продукты питания, а случае McDonald's еще и являющийся производителем, в отличие от ресторана, обязан предоставлять необходимую и достоверную информацию о них, включая сведения о составе. Среди них на упаковке продуктов должны быть и наименования использованных в процессе их изготовления пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в их составе ГМО, пищевой ценности, назначении, сведения об условиях применения и хранения, о способах изготовления готовых блюд, весе или объеме, дате и месте изготовления, упаковки или расфасовки, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях.