Сегодня бывший курский мировой судья Виталий Калинов, лишенный полномочий за совет дать взятки ради получения мягкого приговора, пытался убедить судей Верховного Суда РФ в том, что ФСБ незаконно получила разрешение на прослушку его телефона. Однако ссылки на УПК, информация о том, что заявительница оказалась "агентом спецслужб" и рассказ о произволе оперативников не позволили ему добиться желанного решения.
Коррупционный совет
История с лишением полномочий и попыткой возбудить уголовное дело в отношении мирового судьи судебного участка №2 Железнодорожного округа Курска Виталия Калинова началась полтора года назад. Тогда, 31 августа 2010 года, фигурантка уголовного дела о мошенничестве Мария Петридис обратилась в Управление ФСБ по Курской области с заявлением о противоправных действиях мирового судьи. Она сообщила, что пришла к Калинову за консультацией как к давнему знакомому, а он предложил ей передать деньги для сотрудника милиции за возвращение ранее изъятых документов, для судьи – за наказание в виде штрафа, для работников прокуратуры – чтобы они не опротестовывали приговор.
В областном УФСБ "дали ход заявлению" и обратились в Курский областной суд с ходатайством о проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении Калинова. В начале сентября 2010 года суд запрос силовиков удовлетворил и разрешил осуществлять контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных переговоров мирового судьи, а также наблюдение и наведение справок о нем.
Вскоре по представлению председателя облсуда Василия Золоторева квалифколлегия судей лишила Виталия Калинова судейского статуса, сославшись на совершении им дисциплинарного проступка. Сам же бывший судья был категорически не согласен с претензиями и утверждал, что намеревался возвратить свои деньги — 270 000 руб., которые он отдал Петридис за содействие в получении кредита под низкий процент. "Поэтому [я] обещал оказать ей помощь в уголовном деле за денежное вознаграждение, хотя помогать не собирался", — говорилось в его письменном отзыве, представленном в квалифколлегию.
Поддержки в Дисциплинарном судебном присутствии ("Право.Ru" рассказывало об этом подробно), где Калинов попытался оспорить решение областной ККС, бывший судья не нашел. ДСП согласилось с доводом квалифколлегии о том, что, несмотря на любые мотивы и цели, которыми мог руководствоваться Калинов, его действия образуют состав дисциплинарного проступка. А консультирование обвиняемой по уголовному делу, переговоры о возможности "решить вопросы" за денежное вознаграждение сами по себе свидетельствуют о пренебрежительном отношении к закону, нормам морали и положениям Кодекса судейской этики.
Разбирательство в Верховном Суде РФ
Сегодня Виталий Калинов просил ВС РФ отменить определение Курского облсуда, благодаря которому ФСБ получило право прослушивать его телефон, а также признать недопустимыми доказательствами все результаты проведенных оперативно-розыскных мероприятий.
В основном на заседании говорил отец заявителя – Николай Калинов, выступающий в качестве представителя бывшего судьи. Суть его 20-минутного выступления сводилась к тому, что оспариваемое определение не соответствует требованиям уголовно-процессуального законодательства и закону "Об оперативно-розыскной деятельности", поскольку проводить ОРМ разрешено только при наличии возбужденного уголовного дела и его на тот момент не было. Нарушением закона он счел и то, что на проведении прослушки телефонных разговоров его сына настаивало ФСБ, а не следственный орган. "По результатам рассмотрения заявление [из ФСБ] должно было быть передано в следственный орган и там рассматриваться по существу. Если бы он после проверки счел бы необходимым возбудить уголовное дело, то только после этого уголовно-процессуальное законодательство разрешает ему выйти с ходатайством о проведении оперативно-розыскных мероприятий", — сказал Николай Калинов.
Он также добавил, что облсуд никак не мотивировал разрешение на проверку в отношение мирового судьи. "Она [коллегия суда] ссылается на ходатайство, а в последнем отсылка на заявление. При этом в нем фактически нет описания ни признаков, ни состава преступления", — продолжал говорить он. А затем, несмотря на несколько призывов судьи ВС вернуться к сути вопроса, попытался дать оценку всей истории с попыткой возбудить уголовное дело в отношении его сына.
"Петридис – агент спецслужбы, это уже установлено, об этом пишут оперативные работники в своей переписке. <…> В заявлении — недостоверная информации, даже по стилю видно, что это стиль оперативных работников", — попытался вывести всех на чистую воду он.
Но судей больше интересовал вопрос о том, было ли возбуждено уголовное дело в отношении Виталия Калинова.
- Дело не возбуждено. Оно гуляет между небом и землей, — ответил Калинов-старший.
- Я на положении безработного. Сами понимаете, меня ни один руководитель не возьмет – такой подарок с прикупом, — добавил сидящий до этого молча бывший мировой судья. А потом он коротко заявил, что согласен с доводами своего представителя, подчеркнув, что "определением [облсуда] ограничились его конституционные права, а это допускается только при возбужденном уголовном деле".
Еще в двух словах он рассказал о произволе оперативников ФСБ. По его словам, его приковали наручниками к забору, и 4 часа так держали, требуя признаться в совершении преступления. "Если к лицу, которое является неприкосновенным, оперативные работники ФСБ допускают такие действия, что тогда происходит с другими?" — задал он риторический по тону вопрос.
Прокурор в свою очередь был тоже краток, обратив внимание на то, что в отношении лица, обладающего судейским иммунитетом, нельзя проводить проверочные мероприятия. В связи с этим УФСБ обратилось с ходатайством в Курский областной суд, который вправе рассмотреть соответствующий вопрос. В заключение прокурор попросил суд оставить кассационную жалобу Калинова без удовлетворения.
После непродолжительного совещания судьи ВС РФ вынесли определение, согласно которому кассационная жалоба бывшего мирового судьи была отклонена.