ПРАВО.ru
Новости
16 февраля 2012, 13:48

Медведев внес в Госдуму законопроект, упрощающий процедуру выборов в парламент

Медведев внес в Госдуму законопроект, упрощающий процедуру выборов в парламент
фото ИТАР-ТАСС

Президент РФ Дмитрий Медведев, как и обещал во время ежегодного Послания к Федеральному Собранию, внес в Госдуму проект закона о выборах депутатов нижней палаты парламента, сообщает пресс-служба Кремля.

Тогда он заявил, что  считает "целесообразным для укрепления связи депутатов с избирателями ввести пропорциональное представительство по 225 округам". "Эта мера позволит каждой территории иметь собственного представителя в парламенте. Сейчас, к сожалению, некоторые субъекты федерации не имеют даже одного депутата, избранного местными жителями", — заявил президент.

Эта идея нашла свое отражение в проекте поправок в закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Вся территория Российской Федерации разделяется на 225 территориальных единиц, которые образуются на основе единой нормы представительства избирателей на территориальную единицу. "Единая норма представительства определяется путем деления общего числа избирателей, зарегистрированных на территории РФ, на общее число территориальных единиц", — говорится в пояснительной записке.

Границы территориальных единиц устанавливаются Центральной избирательной комиссией один раз в десять лет (на две избирательные кампании по выборам депутатов Госдумы). Каждое новое установление границ должно проводится заблаговременно, не менее чем за год до дня голосования на очередных выборах депутатов Госдумы. Таким образом, политические партии смогут заранее определиться, на какие региональные группы будут разбиты выдвигаемые ими федеральные списки кандидатов и какое число кандидатов потребуется включить в список.

В связи с образованием территориальных единиц каждый федеральный список кандидатов будет разбиваться на региональные группы, соответствующие территориальным единицам. Сейчас  региональные группы соответствуют субъекту, группе субъектов или части территории субъекта Российской Федерации. Согласно законопроекту, каждая региональная группа сможет соответствовать только одной территориальной единице, при этом ограничений по числу региональных групп не будет, в то время как сейчас в федеральном списке кандидатов должно быть не менее 70 региональных групп. В одной региональной группе должно быть не более четырех кандидатов, а в федеральном списке кандидатов – не менее 100 кандидатов.

Политические партии смогут определять территориальные единицы, в которых не будут представлены их региональные группы. В связи с этим наличие общефедеральной части федерального списка кандидатов не предусматривается.

Все политические партии, выдвинувшие федеральные списки кандидатов, будут освобождены от сбора подписей избирателей. Это, по мнению Медведева, должно значительно упростить процедуру регистрации списков.

Кроме того, упрощается и порядок подачи документов в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации при выдвижении списков. Так, федеральный список кандидатов в машиночитаемом виде, содержащий все необходимые сведения о кандидатах, будет заполняться на сайте Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в сети Интернет. Работу по созданию такой машиночитаемой версии планируется завершить к 1 января 2015 года. Одновременно появится возможность изготавливать с использованием программных средств форму заявления кандидата о согласии баллотироваться в составе федерального списка кандидатов.

Сведения о доходах и об имуществе кандидатов будут размещаться не Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, как это предусматривается в настоящее время, а самими политическими партиями на своих сайтах в сети Интернет, что налагает на них ответственность за достоверность указанных сведений.

Впервые вводится регулирование участия сетевых изданий в предвыборной агитации. Требования, предъявляемые к сетевым изданиям, во многом аналогичны тем, которые предъявляются к негосударственным средствам массовой информации. В частности, речь идет о единых для всех политических партий условиях оплаты услуг по размещению агитационных материалов, об опубликовании сведений о размере и условиях оплаты не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы и иных требованиях.

В целях повышения гласности и открытости выборов закрепляется право наблюдателей вести фото- и видеосъемку на избирательных участках, а также гарантируется возможность осуществления непрерывной видеотрансляции в сети Интернет хода голосования и подсчета голосов избирателей на всей территории Российской Федерации.

В числе новаций следует также отметить возможность создания избирательных фондов не только политическими партиями и их региональными отделениями, но и кандидатами. Избирательный фонд кандидата формирмируется из средств политической партии, а также из собственных средств кандидата. Пожертвования граждан и организаций в избирательные фонды кандидатов не предусматриваются. Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата не может превышать 6 миллионов рублей.

В избирательном бюллетене на выборах депутатов Государственной Думы помещаются наименования политических партий и их эмблемы, а также фамилии, имена и отчества кандидатов, включенных в региональную группу, соответствующую определенной территориальной единице. Если в федеральном списке кандидатов отсутствует такая региональная группа, в избирательном бюллетене помещаются только наименования политических партий и их эмблемы.

С учетом изменения требований к минимальной численности политических партий и ожидаемого в связи с этим увеличения числа политических партий, которые будут бороться за депутатские мандаты, на выборах депутатов Государственной Думы может быть зарегистрировано более десяти федеральных списков кандидатов. В этом случае в избирательном бюллетене также помещаются только наименования политических партий и их эмблемы (поскольку комплексы обработки избирательных бюллетеней имеют ограничения по длине избирательного бюллетеня), а полный список кандидатов, включенных в соответствующие региональные группы, вывешивается в кабине для тайного голосования.

К распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, получившие 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Депутатские мандаты распределяются сначала между федеральными списками кандидатов, а затем внутри каждого списка в соответствии с методикой распределения депутатских мандатов, предусматривающей передачу мандатов спискам пропорционально полученному ими числу голосов избирателей. В методике заложен компенсационный механизм, обеспечивающий представительство в Государственной Думе избирателей, зарегистрированных на территории каждого субъекта Российской Федерации. Обеспечение такого представительства осуществляется путем передачи не менее одного депутатского мандата федеральному списку кандидатов, получившему наибольшее число голосов в субъекте Российской Федерации.