9 апреля 2012 года Конституционный Суд РФ опубликовал решение по ходатайству Натальи Магнитской, матери скончавшегося в СИЗО юриста фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского, о разъяснении Постановления КС от 14 июля 2011 года № 16-П (Дело о ДТП на Ленинском проспекте). Тем постановлением суд признал не соответствующими Конституции нормы Уголовно-процессуального кодекса, позволяющие прекратить уголовное дело в связи со смертью подозреваемого без согласия его близких родственников, настаивающих на реабилитации умерших.
Наталья Магнитская просила КС РФ разъяснить, вправе ли следствие по собственной инициативе возобновить производство по делу, которое было прекращено в связи со смертью подозреваемого, не с целью реабилитации, а с целью доказывания его виновности. И возможно ли в таком случае продолжение расследования, если близкие родственники возражают против этого.
Рассмотреть по существу данное ходатайство КС РФ не мог по формальным причинам – заявительница не имеет право на обращение за разъяснением этого постановления, так как она не являлась участницей судебного процесса, по результатам которого оно было принято.
Однако судьи отметили, что высказанные ими правовые позиции достаточно ясны и не требуют дополнительного истолкования. В тексте определения КС РФ № 423 О-Р от 22 марта 2012 года, принятого по ходатайству Магнитской, напоминается о необходимости продолжения производства по уголовному делу в отношении умершего подозреваемого (обвиняемого), если близкие родственники возражают против прекращения уголовного дела. Когда такие возражения родственниками не заявлены, продолжение производства по уголовному делу возможно, если это необходимо для реабилитации умершего. Правовые позиции КС РФ не могут быть основанием для производства по уголовному делу, если оно не направлено на реабилитацию умершего подозреваемого (обвиняемого).