ПРАВО.ru
Новости
25 апреля 2012, 21:16

У России появился закон о выборности губернаторов через два "фильтра" — "президентский" и "муниципальный"

У России появился закон о выборности губернаторов через два "фильтра" — "президентский" и "муниципальный"
Фото Право.Ru

Сегодня Госдума, не откладывая в долгий ящик, приняла в третьем и окончательном чтении президентский законопроект о возвращении выборности губернаторов, который вчера обсуждался во втором чтении. 

В середине января 2012 года президент Дмитрий Медведев, как и обещал в ежегодном послании Федеральному Собранию, внес в Госдуму законопроект, возвращающий выборность губернаторов. Согласно документу, кандидаты на губернаторское кресло должны выдвигаться политическими партиями, а также в порядке самовыдвижения. Предусматривался и президентский фильтр, о котором во время "прямой линии" говорил премьер Владимир Путин: в механизм выдвижение кандидатов были встроены обязательные консультации с Президентом РФ. 

Первоначальный вариант проекта закона не устраивал ни парламентскуюй оппозицию, ни представителей правящей партии и к нему были предложены более сотни поправок. Оппозиция, в частности, в один голос обращала внимание на неясность правовых последствий консультаций партий с президентом и требовала их вообще отменить. А "справедливороссы", например, предлагали запретить губернаторам занимать свой пост более двух раз в жизни. 

Принятый текст закона серьезно отличается от предложенного Медведевым — на пути регистрации кандидатов на пост губернатора появилось несколько барьеров, которые, по мысли законодателей, не позволят пройти во власть "криминальным элементам". О такой опасности в последнее время много говорили в стенах палаты. Депутаты предложили, по сути, серьезно ограничить круг лиц, которые потенциально могут претендовать на эту должность. Во-первых, поставлена под сомнение возможность участия в губернаторских выборах самовыдвиженцев. Проигнорировав текст президентского законопроекта, предусматривавшего самовыдвижение, парламентарии отдали на откуп решение этого вопроса субъектам РФ. Во-вторых, временно не смогут претендовать на руководство любым регионом и бывшие губернаторы, которые были отрешены от этой должности президентом. Правда, срок такого запрета — всего два года.

"Президентский фильтр" после внесенных корректив сохранился, однако потерял свою обязательность. В законопроекте говорится о праве президента "по своей инициативе провести консультации с политическими партиями, выдвигающими кандидатов", а также с самовыдвиженцами. Однако ни в первоначальной, ни в последней редакции законопроекта правовые последствия таких консультаций не определены. Глава профильного комитета ГД Владимир Плигин, отвечая на вопрос "Право.Ru" о том, может ли президент снять кандидата с участия в выборах, сказал, что такой процедуры не предусмотрено. "Форма реагирования определяется Президентом РФ. Естественно возникает вопрос, может ли президент высказать свои предпочтения или дать какие-то свои оценки. Это его позиция как гаранта Конституции РФ. И, с моей точки зрения, <…> всякие разумные люди, совершенно естественно, учтут позицию президента", — сказал он.

Одновременно появилась еще одна процедура, которую оппозиция уже окрестила "муниципальным фильтром". В законе говорится о том, что выдвижение кандидата от партии или самовыдвиженца должны поддержать от пяти до десяти процентов муниципальных депутатов. При этом высказаться за претендента должны депутаты не менее чем в трех четвертях районов и городских округах субъекта РФ. Муниципальный депутат сможет поставить подпись только за одного претендента на пост главы региона. Стоит отметить, что проекте закона остался весьма спорный момент — такая подпись должна заверяться нотариально. Многие депутаты при обсуждении этой нормы говорили о том, что кандидатам "придется возить с собой нотариусов, поскольку в некоторых отдаленных районах их просто нет".

Помимо этого самовыдвиженцы будут обязаны, как и предлагал Медведев, собирать подписи избирателей в свою подержку — от 0,5% до 2% от числа избирателей. Более точные значения и порядок сбора подписей определят сами регионы. 

Однако есть в документе и "послабления" в сравнении с первоначальными нормами: расширяется круг лиц, кого может выдвинуть политическая партия — это могут быть не только ее члены, но и беспартийные или члены других политических объединений.

Уточнили депутаты и правила отзыва губернатора с поста. Сохранив требование Медведева о необходимости собирать подписи избирателей для проведения голосования по этому вопросу, парламентарии прописали, что за это должны высказаться не менее четверти избирателей в регионе, хотя ранее предлагалось разрешить регионам установить эту планку. Для того, чтобы отзыв состоялся, за него должны высказаться более половины избирателей.

Одновременно сокращается и время на подготовку к такому голосованию. Первоначально на это отводилось 90 дней со дня представления инициаторами отзыва в специальную комиссию всех необходимых документов, но депутаты Госдумы решили, что на подготовку хватит и двух месяцев — 60 дней. Одним из аргументом в пользу этой поправки были опасения, что "на протяжении целого квартала в регионе никто работать не будет".

Еще одним важным нововведением стало расширение причин для отрешения губернаторов от должности. Сейчас у Президента РФ есть возможность отрешить губернатора от должности в связи с утратой доверия. Медведев предложил новые основания для этого – выявление в отношении губернатора "фактов коррупции или неурегулирование конфликта интересов как правонарушений, предусмотренных ФЗ от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ „О противодействии коррупции“. В свою очередь депутаты намерены наделить президента правом отрешать от должности губернатора, если тот в месячный срок не исполнит решение Конституционного Суда РФ, принятого в отношении его нормативно-правового акта.

Конкретизированы и сроки полномочий губернаторов — они будут избираться на срок не более пяти лет и не смогут замещать должность более двух сроков подряд. В первоначальной редакции документа не было ограничения количества сроков. 

Кроме того, выборы губернаторов будут проводиться в два тура, а не в один, как предлагал Медведев. Ограничиться одним можно только в том случае, если за одного из кандидатов будет отдано более 50% голосов избирателей, участвовавших в голосовании. В противном случае назначается второй тур, где победит тот, кто наберет простое большинство голосов.

Также в заключительных положениях закона теперь говорится о том, что первые выборы губернаторов пройдут во второе воскресенье октября 2012 года. Это коснется только тех регионов, где срок полномочий их глав истекает до 1 января 2013 года. Все остальные губернаторы будут выбираться населением в тот год, когда истекают их полномочия.

С текстом закона № 8434-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (по вопросу об избрании гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации))" можно ознакомиться здесь.