Конституционный Суд вынес сегодня постановление по делу о проверке на соответствие основному закону страны положений ФЗ "О собраниях и митингах…" во взаимосвязи с соответствующими статьями КоАП. Суд запретил наказывать организаторов подобных мероприятий за несоответствие заявленного и реального числа участников, если это произошло не по вине устроителей и не повлекло угрозу общественной безопасности.
Обратился в КС житель Тулы Сергей Катков, устроивший в 2010 году шествие по случаю Дня народного единства. Заявленная численность мероприятие составила 150 человек, но на деле людей собралось вдвое больше. Мировой суд признал Каткова виновным в административном правонарушении, ссылаясь на оспариваемые нормы, и выписал ему штраф в 1000 рублей. Вышестоящие инстанции согласились с законностью решения.
"Я не мог в конкретном случае отсечь лишних людей, — объяснился Катков на заседании КС 23 апреля, — поскольку все, кто пришел на мою акцию, вели себя предельно адекватно, культурно". Кроме того он настаивал, что само понятие "предположительное число участников" является неопределенным, а количество пришедших точно спрогнозировать крайне сложно.
Представители органов государственной власти были едины в своем несогласии с заявителем. Так, выступавший от имени Госдумы Дмитрий Вяткин настаивал, что обсуждаемые нормы нужны в первую очередь для безопасности самих участников митингов, Татьяна Васильева из Генпрокуратуры привела в пример законодательство нескольких западных стран, которое предполагает еще более суровое наказания за аналогичные нарушения, а представитель правительства Михаил Барщевский в свойственной ему манере назвал разбирательство "делом о праве на безответственность" и предложил заявителю при таком подходе организовывать рыбалку с друзьями.
После трехнедельного размышления председатель КС Валерий Зорькин озвучил решение суда: нормы оспариваемого закона Конституции не противоречат, но само по себе превышение численности еще не является достаточным основанием для привлечения организатора мероприятия к административной ответственности. Для этого необходимо соблюдение двух условий: превышение должно создавать реальную угрозу безопасности и несоответствие численности возникло именно по вине организатора.
Суд при этом уточнил, что собрание общественных масс в одном месте в любом случае несет в себе определенные риски, которые устроители митинга должны стремиться минимизировать, взвешенно и продуманно прогнозируя количество участников, исходя из общественной активности. Законодателю же было предложено конкретизировать оспоренные заявителем нормы закона.
Постановление КС РФ появилось на фоне ожесточенного обсуждения новой инициативы депутатов Госдумы от "Единой России". Парламентарии от доминирующей партии после майских митингов, закончившихся беспорядками, хотят увеличить штрафы для организаторов, допустивших нарушения, причем максимальные суммы могут вырасти с нескольких тысяч до 1,5 млн рублей. Все остальные политические силы, представленные в нижней палате парламента, уже обещали бойкотировать новеллы, однако у единороссов представительство достаточно обширно, чтобы принять проект поправок собственными силами.
В постановлении КС можно увидеть своеобразный подарок оппозиционерам, которые уже запланировали несколько массовых мероприятий на ближайшие месяцы. Впрочем, похоже, этот подарок больше символический в силу двух ограничительных условий постановления – "реальность угрозы" и "вина организатора". Для примера можно вспомнить решение Басманного суда Москвы, вынесенное на этой неделе по делу о лагере оппозиции на Чистых прудах. Тогда председатель суда Ольга Солопова, рассмотрев дело по существу уже через сутки после обращения, согласилась с доводами заявителей, которые, в частности, утверждали, что "чувствуют опасность за свою жизнь" из-за присутствия на бульваре большого количества людей.